Выступления на ПМЭФ-2015 исполнительного директора Alibaba Group Джека Ма ждали не зря. Для ITрынка «китайский Цукерберг» — фигура знаковая. И уже во вступительном слове он сумел слушателям понравиться. Россия — перспективный рынок, ставка на молодых, если в экономике дела обстоят не лучшим образом — то это самое время для интенсивного поиска новых путей.

Действительно ли российский рынок для Джека Ма выглядит столь многообещающим?

Известно, что AliExpress успешно работает на нем. Незадолго до форума к компании Джека Ма присоединился первый российский бизнес: ретейлер АБК будет торговать едой через площадку Tmall Global.

Джек Ма приглашает российский бизнес, в том числе и малый, к активной торговле через его платформу. Он призывает россиян продавать товары он-лайн, в том числе в Китай.

Бизнес в этом, безусловно, заинтересован. Но не стоит забывать, что китайцы довольно жесткие переговорщики. Не только в нефтегазовом бизнесе, но и в интернет-торговле они умеют продавливать свои условия. Их приход на российский рынок может быть сопряжен с необходимостью менять всевозможные регламенты. И неизвестно, кто останется в выигрыше. Китайские компании могут добиться каких-то изменений для себя. Но в результате эффект может оказаться обратным: в России снова будут обсуждаться таможенные пошлины на товары почтой из-за границы. Просто чтобы защитить отечественного производителя.

Олег КапрановIT-экспертПараллельно с форумом в Россию пришел очень крупный китайский магазин JD.com, который в принципе не заинтересован в сотрудничестве с государством и планирует работать мимо него. Он не собирается платить здесь налоги, а будет просто работать с конкретными покупателями, продавая им товары почтой. Бизнес Alibaba действует по такой же схеме и говорить о том, что они готовы вкладывать сюда деньги и строить инфраструктуру, довольно сложно. В данный политический момент российские власти заинтересованы в демонстративном сотрудничестве с Китаем и поэтому практически любая инициатива, которая приходит из Поднебесной, воспринимается положительно. Даже в тех случаях, когда она этого не заслуживает. Я сейчас говорю не про Alibaba, а про китайский бизнес вообще. Много зависит от того, о каких конкретных предложениях будет идти речь.

Конкретные предложения на встрече с Джеком Ма как раз и остались в тени. Потенциал российского рынка обозначался общими фразами. Что конкретно российский бизнес мог бы предложить китайскому потребителю, не ясно. И как прореагирует китайский производитель на появление российских товаров? Ведь для Китая даже наш крупный бизнес по факту остается мелким, а значит слабым. Наконец, из слов Джека Ма не стало понятнее, готова ли его компания делать инфраструктурные инвестиции в России. Возможно, все эти вопросы ему просто не сумели задать.

Александр ИльюшенкоВице-президент фонда поддержки инновационных проектов «Стратегии развития»Выступление было очень интересным. Сам он человек яркий. Не повезло с модератором. Ну зачем было приглашать вести такую встречу человека, который задает «гламурные» вопросы? Речь-то шла о совершенно новых возможностях для торговли. Да и не только. Ма — самый успешный сейчас в интернет-коммерции человек. А разговор направляет и не журналист, и не бизнесмен. Мирoслава Думa плохо разбирается в вопросе, а ее интернет-проекты имеют трафик, сравнимый с непопулярными блогами. Сайту burо24/7 сервис Alexa в глобальном рейтинге отводит где-то 50-тысячное место. Это 7-8 тысяч «уников» в сутки. Короче, это не тот уровень, на котором стоило бы говорить с Джеком Ма. Поэтому по-настоящему разговор раскрутить не удалось. Почему того же Воложа было не пригласить?

Кстати, переговоры Джека Ма с основателем «Яндекса» Аркадием Воложем на полях ПМЭФ состоялись. Ма не исключил, что в перспективе возможна реализация совместными усилиями каких-либо проектов. Более всего его интересуют исследования, которые ведет «Яндекс». Вот здесь бы про «совместные возможности» поподробнее. Alibaba сейчас ищет партнеров в сфере логистики и электронных платежных систем. Но и тут величины несопоставимые: капитализация «Яндекса» — 6,5 миллиарда долларов, а Alibaba Group — 214 миллиардов.

Джек Ма без подробностей сообщил, что его компания обсуждает возможность партнерства с различными контрагентами, и добавил, что уже в следующем году сможет «что-нибудь объявить официально».