Экс-глава «Роснанотеха» Леонид Меламед помещен под домашний арест до 1 сентября. Такое решение принял Басманный суд Москвы по делу семилетней давности о растрате в госкорпорации. Судья Наталья Мушникова отклонила ходатайство защиты об освобождении Меламеда под залог в 100 миллионов рублей. Деньги был готов внести бывший первый замправления госкорпорации Андрей Раппопорт. В суде бывший руководитель «Роснанотеха» (теперь «Роснано») вину не признал и просил оставить его на свободе, чтобы он мог работать и «очистить свое имя».

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил, что готов по собственной инициативе дать показания по этому делу в качестве свидетеля. Ранее он направил в суд положительную характеристику Леониду Меламеду. Кроме того, к материалам дела были приобщены положительные характеристики от министра энергетики Александра Новака и главы Росатома Сергея Кириенко.

Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин назвал Меламеда организатором растраты, а его заместителя в «Роснанотехе» Андрея Малышева и финансового директора корпорации Святослава Понурова в совершении этой растраты. Ущерб оценили в 220 млн рублей.

Как дальше будут развиваться события с уголовным делом в отношении экс-главы «Роснанотеха»? Рассуждает бывший министр экономики Андрей Нечаев:

Андрей Нечаевпредседатель партии «Гражданская инициатива»«В такого рода делах очень важно, чтобы был пострадавший, то есть тот, кому был нанесен ущерб, и чтобы он сам исходил из того, что ему нанесен ущерб. В данном случае «Роснано» заявляет о том, что они считают: все было в рамках закона, все было правильно, соответственно, о сознательном или по неосторожности нанесении ущерба говорить нельзя. Мне кажется, в экономических делах вообще, если нет напрямую пострадавшей стороны, то достаточно странно и трудно такого рода дела исследовать, рассматривать, принимать потом какие-то судебные решения по ним <…> Аналогия с делом Сторчака, конечно, только внешняя, потому что все-таки здесь речь идет о хозяйствующей структуре, а не о ведомстве. Единственную аналогию, которую можно проводить, исключительно, если придерживаться теории заговора, это то, что дело Сторчака было направлено не только против конкретно Сторчака, но и против Кудрина. В этом смысле можно, если исходить из теории заговора, говорить, что дело против Меламеда — это одновременно некая «черная метка» Анатолию Борисовичу Чубайсу».

С чем может быть связано уголовное преследование Леонида Меламеда?

Павел Салиндиректор Центра политологических исследований Финансового университета«Я думаю, что дело это связано с кампанией против Анатолия Чубайса и команды системных либералов, потому что сейчас созрели и объективные, и субъективные условия, чтобы их оппоненты перешли в атаку. Что касается верю/не верю, здесь я затрудняюсь сказать, потому что здесь нужно смотреть на определенные юридические факты <…> Все будет зависеть от того, как себя поведет Чубайс и его команда. Потому что цель данной кампании — не восстановить справедливость, не раздать всем сестрам по серьгам. Цель — выбить финансовые потоки из-под команды Чубайса, и задача максимум — вывести вообще команду системных либералов, одним из крыльев которого является команда Чубайса, из игры, то есть вытеснить их на периферию элитного поля».

Что вы думаете об уголовном преследовании экс-главы «Роснанотеха» Леонида Меламеда? Этот вопрос Business FM задала депутату Госдумы Илье Пономареву.

Илья Пономаревдепутат Госдумы«Есть серьезные сомнения в том, это правда. Я свечку не держал, ничего не знаю, просто думаю, что вряд ли. В принципе, причина этого дела, на мой взгляд, конечно, такой крестовый поход против тех инновационных вещей, того, что связано с деятельностью так называемого креативного класса. Мне кажется, что это не последний арест, дальше будет давление на Чубайса и всю его команду. Я думаю, неслучайно в последнее время активизация вокруг этой фамилии произошла».

Леонид Меламед был задержан в четверг в своей московской квартире. Правоохранители подозревают, что средства «Роснанотеха» были похищены в результате сотрудничества госкорпорации с инвесткомпанией «Алемар». Ее руководителем и совладельцем был Леонид Меламед. Он возглавлял «Роснанотех» около года, до сентября 2008-го. После указа президента Медведева об увольнении с этого поста Меламед стал гендиректором холдинговой компании «Композит», которой руководит и в настоящее время.

Как говорится на сайте компании, ХК «Композит» была создана в 2009 году с целью формирования рынка композитных материалов в России. В холдинг входят предприятия по производству углеродных волокон и тканей на их основе, а также других композитных материалов, которые используются в авиапромышленности, энергетике, строительстве, авто- и судостроении, других отраслях. ХК «Композит» управляет производственными активами «Росатома», в том числе заводом «Аргон» в городе Балаково Саратовской области. Это крупнейший производитель углеродных волокон в России, который выпускает углеродные материалы для нужд военно-промышленного комплекса. Кроме того, продукция завода «Аргон» поставляется на экспорт. В 2009 году ХК «Композит» и «Роснано» создали компанию «Препрег-СКМ» для производства тканей на основе углеродного волокна, сопоставимых по качеству с мировыми аналогами. Недавно предприятие запустило новую производственную линию, одну из самых мощных машин в мире. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», головным предприятием ХК «Композит» является ИФК «Алемар», одним из соучредителей которой в 1992 году был Леонид Борисович Меламед.

Находиться под домашним арестом Меламед будет в квартире на Ленинском проспекте. Кроме того, суд установил для него ряд ограничений. В частности, ему запрещено покидать и менять без разрешения место жительства, общаться с любыми лицами, кроме близких родственников, отправлять почтовые сообщения и пользоваться любыми средствами связи. Как отмечается в постановлении суда, телефоном он может пользоваться только для вызова «скорой помощи» либо спасательной службы. Принимая решение о мере пресечения, суд учел тяжесть преступления, в котором подозревается Меламед, а также данные о его личности. Обвинение ему пока не предъявлено, на это у следствия есть 10 дней. Защита экс-главы «Роснанотеха» уже заявила, что обжалует решение суда о домашнем аресте.

По словам адвоката Руслана Кожуры, избранная Меламеду мера пресечения по делу о растрате в госкорпорации семилетней давности является чрезмерной.

Руслан Кожураадвокат Леонида Меламеда«По-человечески я рад, что Леонид Борисович будет жить, ночевать дома. Что касается удовлетворенности самим решением, конечно, я не удовлетворен. Абсолютно необоснованная мера пресечения. Дело не в том, что именно она не обоснована. Не обоснованы выдвинутые подозрения вообще. Здесь необоснованно говорить даже и о подписке о невыезде! Тем не менее, следствие настояло, и суд пошел у него на поводу. Это очень жестокая мера пресечения по отношению к такому человеку, как Леонид Борисович, с его активной жизненной позицией. Нельзя пользоваться ни Интернетом, ни телефоном... так что мы будем принимать решение вместе с ним и обжаловать».

Есть в этом деле и беспрецедентное обстоятельство.

Александр Железниковуправляющий партнер адвокатской коллегии «Железников и партнеры»«Корни этого решения нужно искать не в процессуальных нормах. Я думаю, речь идет больше о политическом решении. Следователи — это лицо, процессуально не зависимое. В принципе, всегда изначально они стараются избрать в качестве меры пресечения содержание под стражей, потому что это проще. Не нужно ездить в тюрьму, вызывать, переживать. Тем более, дело резонансное. 100 млн залога — это очень, очень много. Обычная сумма залога составляет порядка 4-5 млн рублей. В нашем случае сумму предложили просто нереальную».

По словам юристов, для московских судов многочасовое ожидание — это обычное дело. Необычным является то, что следователи заменили СИЗО на домашний арест.