Следственный комитет Санкт-Петербурга изъял 100 килограммов денег у депутата Алексея Лысякова. Это семь миллионов долларов и три миллиона рублей. Сумма хранилась в головном офисе петербургского Сити Инвест Банка, куда правоохранительные органы пришли утром 2 июля в рамках уголовного дело о мошенничестве в особо крупном размере.

Управляющий банком отказался сотрудничать со следствием и пускать силовиков в здание. После 10-часовых переговоров офис взяли штурмом. Внутри были найдены запечатанные скотчем коробки с приклеенными фотографиями Алексея Лысякова и договор о хранении личных вещей депутата. Судя по документу, парламентарий заплатил за эту услугу 100 тысяч рублей.

Алексей Лысяков — депутат фракции «Справедливая Россия». Он работает в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей, который возглавляет Елена Мизулина. Избран от Ставрополья. За время работы в Думе подготовил восемь законопроектов.

В прошлогодней декларации указал доход в 4 миллиона. Доход его супруги — 82 миллиона. Имеет квартиру во Франции площадью 140 квадратных метров. Автомобили BMW и Mercedes.

До избрания депутатом работал в Комитете по правовым и судебным вопросам Совета Федерации. В начале 2000-х Лысяков возглавлял Совет директоров ЗАО «Управляющая компания группы МДМ». Business FM удалось пообщаться с самим депутатом на предмет произошедшего.

Алексей Лысяков: Я не могу комментировать ни количество денег, ни источники их происхождения. Опять же из того разряда, что кому надо, тот знает. У меня есть деньги, это правда. Если посмотреть даже в моей декларации, можно понять, что у меня их может быть много. А если посмотреть на мою биографию трудовую, то можно в два раза больше понять, сколько у меня их может быть.
Я бы, на самом деле, если честно, настоял бы, чтобы вы рассказали о происхождении этих денег. Все-таки, мы с вами общаемся ни как частное лицо с частным лицом, а как журналист с депутатом.
Алексей Лысяков: Я понимаю. Я вам даже не могу сумму назвать, которую изъяли, потому что это — личная тайна. То, что ходит в прессе, я не могу это прокомментировать.
Но оно соответствует действительности?
Алексей Лысяков: Нет. Я как гражданин и как депутат имею право владеть деньгами. Откуда они появились, я в принципе, могу объяснить, но я это делать не обязан. Я бизнесом занимаюсь с 91 года, мое последнее место работы — это группа МДМ, один из ее руководителей. После того, как я заработал достаточное количество денег, я решил пойти в политику, что я и сделал в 2002 году, став сенатором от Ставропольского края.
Деньги, которые хранились в этом банке, они хранились у вас в хранилище, в ячейке или как? Везде пишут про некие коробки.
Алексей Лысяков: Они хранились в коробках, коробки стояли в ячейке. Там просто нет такого, ячеек как таковых. То есть, я не ячейку арендовал, а я подписал с банком договор хранения моих ценностей, без пересчета внутреннего. То есть, это были, действительно коробки, в которых находилось мое имущество.
Договор у вас был с банком на хранение?
Алексей Лысяков: Конечно, был. Он у меня датирован первый договор, то ли в 11-м, то ли в 12-м году. Я честно сказать, не помню, но у меня с ними многолетние отношения. Эти ценности, они не лежат замороженным грузом каким-то — вот я положил в 99-м, и они лежат. Нет, это не так. Я иногда их изымаю, могу дать кому-то в долг, могу от кого-то получить обратно, без процентов. Если под проценты даю, например, указываю это в декларациях. Могу купить квартиру, потом могу ее продать и тоже это указать в декларации. По поводу комментариев деятельности правоохранительных органов — ну, как я могу их комментировать? Они изъяли, ну, им виднее, наверное, они знают, почему изъяли. Я не знаю.
К вам у них вопросов никаких не было?
Алексей Лысяков: У них ко мне нет, у меня к ним, конечно, возникли. У меня изъяли ценности, ну, конечно, я звонил уже несколько раз.
А что они рассказали?
Алексей Лысяков: Рассказали, изъяли и изъяли, говорят, у нас... Ничего не рассказали. Ну, это тайна следствия уже. Говорят, что, давайте, объясните что-то. Чего я должен объяснять? Ну, объясню. Я как бы не собираюсь от следствия скрываться. Я поеду. Попытаюсь. Если ко мне какие-то есть вопросы теоретически, я попытаюсь на них ответить.
В следующий раз, наверное, лучше на счету деньги оставлять, а не так хранить их в коробках, как думаете?
Алексей Лысяков: Лучше и так и так.
А на счет-то чего не забросили, не было бы проблем тогда
Алексей Лысяков: Думаете, не было бы? А если бы банк лицензии лишили, чего бы было? 700 тысяч рублей получать? Мало денег — есть проблемы, много денег - очень большие проблемы.

С чем был связан обыск в банке? Как пояснила Business FM юрист Сити Инвест Банка Наталья Греськова, основанием для обыска стало истребование договора кредитования и договора ипотеки, заключенных банком с его бывшим контрагентом, московским коммерческим банком АКБ «ИнтрастБанк», который не функционирует с сентября 2014 года, в связи с отзывом лицензии. Этому банку в начале 2013 года был выдан крупный межбанковский кредит, который до сих пор не возвращен, добавила собеседница радиостанции.

Наталья Греськоваюрист Сити Инвест Банка«2 июля в банк в 10 утра пришли сотрудники Следственного комитета РФ, московские следователи, в сопровождении около десяти сотрудников УФСБ по Санкт-Петербургу. В банке был проведен обыск. Следователи попросили предоставить им оригиналы договоров кредитования и договора ипотеки, заключенных с этим банком. Им было пояснено, что данные документы в банке отсутствуют в связи с тем, что кредит был продан банком третьим лицам еще осенью 2014 года, однако следователей это никак не остановило. В банке был начат обыск. В течение всего это времени сотрудников банка не выпускали за территорию банка, им не давалось практически ни есть, ни пить, у них отобрали мобильные телефоны, которые не возвращены до сих пор. В ходе обыска банк был практически разгромлен. Было вскрыто хранилище банка, из которого было вынесено личное имущество клиентов банка, которое было передано банку на хранение по договорам хранения. По результатам обыска банк пока не досчитался 50 тысяч долларов».

Обязывает ли закон депутатов декларировать денежные средства, которые хранятся в банковской ячейке? Об этом мы спросили адвоката Сурена Аванесяна.

Сурен Аванесянадвокат«В имущество, подлежащее декларированию, входила как недвижимость, так и транспортные средства. Кроме того, безусловно, обязательному декларированию подлежат банковские счета, ценные бумаги какие-либо. Наличные денежные средства, либо обезличенные ценности, такие как золото, антиквариат и так далее, декларированию не подлежали. Если у вас 100 рублей в копилке или у вас хранится значительно большая сумма в виде наличных, декларировать это было не надо. Поэтому никакого нарушения здесь нет».

Отметим, что ранее семье депутата Лысякова принадлежали жилой дом площадью 402 квадратных метра, 72-метровая квартира, гараж и земельный участок. В последней декларации эти объекты недвижимости указаны не были.