Бывший финдиректор «Роснано» Святослав Понуров проведет в СИЗО два месяца. Суд арестовал топ-менеджера накануне. Его дело объединено с делом бывшего руководителя «Роснанотеха» Леонида Меламеда. Ранее его поместили под домашний арест: следствие подозревает Меламеда в растрате, совершенной в 2008 году. Что же касается Понурова, то его считают соучастником, он выполнял распоряжение руководства. В то же время Леонид Меламед хоть и руководил «Роснанотехом», но над ним стояло множество контролеров, в том числе из высшего эшелона власти.

Следствие заинтересовалось фигурой бывшего финдиректора «Роснано» еще 2 года назад. И уже тогда в СМИ фигурировала сумма в 228 миллионов рублей, к растрате которой якобы причастен Святослав Понуров. Его экс-начальник, ныне глава ХК «Композит» Леонид Меламед, по данным «Ведомостей», проходил по этому делу как свидетель. Не очень понятно, что мешало правоохранителям арестовать Понурова раньше, а также, почему следователи сначала посадили под домашний арест Леонида Меламеда, а уж потом его бывшего подчиненного, которым органы занимались изначально.

Вкратце: СК считает, что компания Леонида Меламеда «Алемар» незаконно выиграла конкурс на проведение оценки проектов для «Роснано» и получила 228 миллионов рублей. Меламед сейчас под домашним арестом. Понуров, который помимо «Роснано», работал и в «Алемаре», — в СИЗО. По версии следствия, именно Понуров по приказу руководства перечислял деньги. Можно ли преследовать гражданина, если он просто выполнял прямые указания своего начальника? Все-таки Понуров был лишь финансовым директором «Роснано».

Сергей Жоринадвокат«Ни в одном трудовом договоре, ни в одном контракте не написано, что сотрудник организации, наемный работник обязан выполнять любые указания и поручения своего руководителя. Потому что если есть основания полагать, что те или иные поручения или указания являются незаконными, то работник организации обязан обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Поэтому ссылка на то, что я выполнял чьи-то поручения, не может являться основанием для освобождения от уголовной ответственности».

Но даже если правонарушение действительно было совершено, предшественник «Роснано», «Роснанотех» — государственная корпорация, над которой стояли российские чиновники высшего звена. Они не могли не знать, на что компания тратит миллионы рублей. Все решения одобрялись набсоветом и другими органами. Мы не хотим оспаривать выводы следствия, оно считает, что компания Меламеда «Алемар» незаконно получила сотни миллионов рублей. Бывший сотрудник «Роснанотеха» Александр Костинский в эксклюзивном интервью Business FM рассказал, что изначально именно «Алемар» помогал госкорпорации встать на ноги. По его словам, Меламед вкладывал в «Роснанотех» «собственные ресурсы, когда еще не было гигантского бюджета на развитие нанотехнологий, а только президентская директива. Но уже тогда деятельность компании строго контролировали.

Александр Костинскийбывший сотрудник «Роснанотеха»«Надо было встретиться с учеными. Это все надо было организовать. Это где-то должно было быть. Помещения не было. Сидела вся первая команда просто в коридоре «Алемара». «Роснанотех» был под перекрестным контролем, начиная от президента, нескольких министров, заместителя руководителя правительства, была такая, как комиссия по нанотехнологиям более широкая. То есть было очень много людей, которые могли, и, естественно, у каждого был свой аппарат, и они могли это проверить, эти решения. Они все высылались заранее. Это как раз тот редкий случай, не когда внутри корпорации, где никто не знает, они отчитались перед двумя-тремя людьми. Это было все на виду».

В этом деле много вопросов. Почему следствие начало именно сейчас активно заниматься деятельностью «Роснано» восьмилетней давности? Почему следователи заинтересовались именно этим эпизодом? Проверка Счетной палаты работы госкорпорации с 2007 года выявила значительное количество нарушений, все материалы направлены в Генпрокуратуру, СК, ФСБ, МВД. В отсчете фигурировали суммы в миллиарды рублей. Не нам судить о работе силовиков, но из того, что известно, занимаются только делом на 228 миллионов. И еще один штрих: под арестом, хоть и под домашним, снова известный российский предприниматель, который занимается высокотехнологичным бизнесом.