Британский «Четвертый канал» снял документальный фильм об алчности английских риелторов. Журналисты решили показать, что циничные агенты по продаже недвижимости готовы заключить сделку чуть ли не с дьяволом. В качестве дьявола выбран образ российского чиновника. Заходят ли на самом деле подобные персонажи в риелторские конторы Лондона и стало ли их больше в последнее время?

Высокопоставленный сотрудник Минздрава России по имени Борис с чемоданом денег и любовницей Настей ходит по Лондону и просит местных агентов подобрать ему дом. Цена вопроса — от 3 до 15 миллионов фунтов. Причем Борис тут же, как на духу выкладывает: деньги украл из бюджета, сэкономил на лекарствах, если в России узнают — будут проблемы, поэтому чиновник просит о полной анонимности. Таков сюжет.

Что важно для британцев: агенты предлагают юристов, которые помогут решить проблему, то есть готовы сотрудничать с преступником. Что важно для нас: риелторов не удивляет сама история, рассказанная актером. Создается ощущение, что это просто рутина. Министры с чемоданами денег по Лондону, конечно, не ходят, но если не так карикатурно, то в целом все не так далеко от истины, говорит проживающий в Лондоне российский бизнесмен Евгений Чичваркин.

Евгений Чичваркинбизнесмен«Когда упал курс, все как-то «присели», и не так много было сделок. Сейчас более или менее оттаяли. Я думаю, около 10% сделок делают русские. Представители госкапитализма, скажем так, у них все хорошо. «Пылесосят» недвижимость по полной программе».

По словам экспертов, объявленный курс на национализацию элит не сильно сказался на интересе обеспеченных россиян к лондонской недвижимости. Повлиял курс. Однако если цены на недвижимость в столице Великобритании подскочили в два раза и сам фунт к рублю стал вдвое дороже, а спрос при этом восстановился, значит, желающих стало все-таки больше. Или на рынке играют те немногие, кто еще не успел, но в сложившихся условиях готов тратить столько, сколько нужно. Но вот чиновники это, их родственники или предприниматели — никто никогда не узнает.

Екатерина Тейнпартнер компании Chesterton«Те, кто реально покупают и хотят скрыть этот факт, могут скрыть это очень легко. Можно купить, не указывая свою фамилию, можно купить на родственников, то есть существует огромное количество вариантов, как это можно сделать, но при этом оставаться инкогнито».

В начале года аналитики говорили о том, что русские делают 20% рынка недвижимости в Лондоне. Причем для англичан русские — это и россияне, и украинцы, которые также потянулись в столицу Великобритании с начала кризиса на родине. В сюжете же «Четвертого канала» авторы явно говорили о именно российском чиновнике. Сейчас госслужащий из страны-агрессора, ворующий деньги, которые должны были пойти на лекарства для бедных, — это концентрация абсолютного зла. И вот с такими людьми алчные агенты готовы сотрудничать, обличают своих риелторов журналисты.

На вопрос, а есть ли люди, к которым в Лондоне сегодня относятся хуже, чем к российским чиновникам, Евгений Чичваркин ответил: есть — ИГИЛ и продавцы героина, но госслужащий из России был выбран для сюжета, чтобы это выглядело не только отвратительно, но еще и правдоподобно.