Иран и «шестерка» не могут прийти к компромиссу. Камень преткновения остается прежним — оружейное эмбарго. Это подтвердил ТАСС высокопоставленный диписточник в одной из западных делегаций. О том, что это сейчас главная проблема на переговорах, два дня назад сообщал и источник в Тегеране.

Атмосфера на переговорах вновь не очень благоприятная. Собеседник ТАСС говорит, что «часть вопросов никак урегулировать не удается, и иногда процесс кажется бесконечным». Дипломат не стал уточнять, какова сейчас позиция западных стран по этому вопросу, и готов ли сам Иран идти на какие-то уступки. «Я ничего не могу вам сказать, учитывая крайнюю чувствительность вопроса», — сказал он.

То, что переговоры идут так болезненно и долго, скорее всего, именно свидетельство того, что велики шансы на договоренность. В результате иранская нефть поступит на рынок — со всеми последствиями для России. Конечно, существует теоретическая возможность повторного введения санкций, что, впрочем, все же маловероятно. В любом случае, все это надолго, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений Надоршинглавный экономист ПФ «Капитал»«Прошлое введение санкций сопровождалось следующим заявлением: все те, у кого есть действующие подписанные контракты на определенные сроки, должны эти контракты исполнить. Это означает, что иранская нефть будет в существенной степени поставляться по долгосрочным контрактам. Мне не представляется разумным снимать санкции, чтобы искать иголку... то есть едва ли их будут снимать с учетом того, что через несколько месяцев или через год ситуацию будут намеренно провоцировать. Думаю, сам факт длительных и весьма упорных переговоров с обеих сторон без желания раскрывать какое бы то ни было количество конкретных деталей в значительной степени говорит, что стороны хотят достичь соглашения. Снятие эмбарго с Ирана — вопрос практически решенный, поскольку обе стороны согласны двигаться навстречу друг другу. Вопрос теперь лишь — в каком объеме и в какие сроки. В третьем квартале точно мы увидим снятие санкций, которое приведет к снижению цен на нефть до порядка 50 долларов за баррель в среднем. Не думаю, что это будет катастрофическое падение, но тем не менее. Вместе с падающей ценой на нефть будет падать и рубль, дна экономика в третьем квартале не нащупает, это приведет к тому, что мы увидим рубль на отметке значительно выше 60-ти и, в принципе, полагаю, что в конце года доллар будет стоить порядка 70 рублей».

Ситуацию также прокомментировал Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Что пошло не так. Иран очень заинтересован в том, чтобы оружейное эмбарго было снято именно сейчас: вооруженные силы страны нуждаются в модернизации. На вооружении иранской армии, силовых структур скопилось большое количество устаревшей техники. Качество того, что они сами производят, все-таки низкое, а ситуация в регионе достаточно напряженная. Кроме того, Иран через своих союзников да и сами иранцы открыто участвуют в боевых действиях на территории Ирака, Сирии, думаю, и Йемена. Второе: иранцы понимают — если сейчас будет срыв переговоров, для американцев это очень ощутимый удар <...> Если будут нарушения, они опять должны вводиться через Совет безопасности ООН. Почему американцы и их союзники хотят обойти, это тоже понятно: они боятся, что в этом случае может быть эмбарго Китая или России, хотят получить такую монополию по принципу «нам что-то не понравилось — мы ввели». С другой стороны, у нефтегазовых компаний Запада колоссальные аппетиты. Для них неподписание соглашения будет существенным ударом <...> Израильское руководство находится в плену мифов, которые оно создало, условно, 30 лет назад. Главный враг у них Иран, затем идет «Хезболла», затем сирийское правительство. За последние годы произошли очень серьезные изменения на Ближнем Востоке и значительно более опасную ситуацию для Израиля может представлять в конечном счете «Исламское государство». Поэтому, конечно, руководство Израиля, Катара, Саудовской Аравии поджимают за кулисами, чтобы ужесточить отношение к соглашению с Ираном. Это вне всякого сомнения».

Иран обладает третьим по объему (после Саудовской Аравии и Венесуэлы) запасом нефти и вторым после России запасом газа.