Греция пропустила второй платеж по кредиту Международного валютного фонда (МВФ). Вчера Афины не выплатили более 400 миллионов евро, сообщает The Financial Times. А вот коммерческий долг японскому банку в размере 85 миллионов евро Греция заплатила.

Накануне Греция договорилась с Евросоюзом о возобновлении программы помощи в обмен на непопулярные реформы. Это противоречит итогам прошедшего в стране референдума. Однако затягивание переговоров грозило крахом греческой банковской системе.

Как может развиваться ситуация после соглашения Греции с кредиторами?

«Соглашение позволило всем сохранить лицо», — с такими словами после 17 часов переговоров выступил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Преимущества перевешивают недостатки», — прокомментировала итоги саммита канцлер Германии Ангела Меркель. «Соглашение позволит добиться реструктуризации долгов», — победно провозгласил греческий премьер Алексис Ципрас. Но значат ли последние события, что греческий кризис разрешился?

Две недели назад греки проголосовали против плана ЕС. Но новое соглашение, как и тот ультиматум, тоже подразумевает и рост налогов, и пенсионную реформу. Страна остается в еврозоне, но вместе с этим остаются и все ее экономические проблемы, к которым прибавляются новые долги Евросоюзу — 86 миллиардов евро.

О том, как греки относятся к достигнутому соглашению, Business FM рассказал афинянин Алексей Элпиадис.

Алексей Элпиадисжитель Афин«Выйдет Греция из еврозоны или не выйдет, для многих греков абсолютно не актуально. Многим глубоко наплевать, в какой валюте они будут голодать. Проблема как раз в том, что с этими новыми, они же и старые, законами, которые сейчас будут вводить, никакого роста экономики и создания рабочих мест не будет. Поэтому большинство греков и проголосовали на референдуме. Народ надеется на создание рабочих мест, в этом проблема — их нет».

Власти Греции поставили перед непростым выбором. В стране две недели не работают банки, они должны открыться 15 июля. Но если бы Афины и Брюссель не договорились, то шансов на это было бы гораздо меньше. Недаром в Европе уже заговорили о гуманитарной помощи стране, которая не в состоянии купить необходимые лекарства. Ципрас заявил, что компромисс с Евросоюзом позволил избежать краха банковской системы, но придется принимать радикальные решения. Несколько лет назад непопулярные меры по сокращению расходов вызвали в Афинах бурные протесты населения с уличными беспорядками. Сейчас экономическая ситуация гораздо хуже, при этом греки сами отказались от реформ ЕС. Впрочем, у Афин есть опыт лавирования в подобных ситуациях.

Александр Бауновглавный редактор Carnegie.ru«Вопрос о гарантиях: как гарантировать то, что подписанное соглашение будет выполняться? Предыдущее греческое правительство тоже подписывало кредитные договоры Евросоюзом и МВФ, но не все пункты потом исполнялись. Часть пунктов отвергал парламент, не принимались соответствующие законы, какие-то пункты оказывали обратимыми. Принимались решения по какому-то бюджетному сокращению, а потом этого не происходило. Соответственно, это первый шаг — да, можно выдохнуть, Греция остается в евро, хотя это было совсем не так гарантированно, как некоторые считали».

Вновь высказался по поводу греческого кризиса знаменитый экономист и лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман. В свое колонке для The New York Times ученый раскритиковал политику европейских властей. «За последние несколько недель мы выучили урок: быть членом еврозоны означает, что кредиторы могут разрушить вашу экономику, если вы оступитесь», — написал экономист.

В Twitter, тем временем, набирает популярность хэштег «ThisIsACoup» — «это государственный переворот». Имеется в виду, что соглашение с кредиторами противоречит народной воле. От уступок Берлин отказался. Если директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард недавно говорила, что Афинам можно простить часть долга, то «немецкая машина» неумолима. Списания не будет, заявила Ангела Меркель.

Греческие госслужащие готовятся к забастовке. Министр обороны Греции Панос Камменос заявил, что Ципраса практически заставили подписать соглашение с кредиторами, но греческий народ будет бороться за свои права. Возможно, просто наступил антракт перед следующей частью греческого спектакля.