Порт так называемой «Большой Одессы» состоит из четырех частей — Ильичевского, Южного, Рыбного и собственно Одесского. Большинство из активов находятся в собственности государства, но контролируются различными арендаторами. Частным компаниям принадлежат терминалы в портах. В частности, Коломойский в одесском порту контролирует перевалку нефти. У опального олигарха и близких к нему структур есть зерновые терминалы в районе порта Южный. Есть и другие крупные игроки на этом поле, говорит главред издания «Таймер» Юрий Ткачев.

Юрий Ткачевглавред издания «Таймер»«Украинская национальная стивидорная компания», это довольно крупный терминал, он контролирует, есть у нас такой Юрий Крук. Это такой семейный клан, то есть связанный с морехозяйственным комплексом в частности. На протяжении нескольких лет члены этой семьи там занимали должности директоров порта Южный, Ильичевского порта, и сейчас один из них является директором Ильичевского порта. Дальше, есть такой терминал «Новотех», он в основном по металлу специализируется, и терминал Metal Ukraine. «Новотех» — это Сергей Демчук, а Metal Ukraine — это, собственно говоря, терминал одноименной группы, есть такой Мухаммад Захур, это украинский миллиардер пакистанского происхождения».

Нельзя исключать, что через эти точки, в том числе и Коломойского, шла контрабанда. Но это не классическая перевозка незадекларированных грузов. Как, например, сигареты в Мукачеве. Это скорее потоки «серого» экспорта или импорта, объясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Александр Охрименкопрезидент Украинского аналитического центра«Контрабанда в Украине была, есть и будет, но никто наркотики, конечно, через эти порты не возит. У нас, в основном, контрабанда подразумевает самые обыкновенные грузы, которые и раньше, и сейчас идут через эти порты, но немножко не так, как положено. Нет, это не совсем классическая контрабанда, это просто некие недооформленные части грузов».

Почему вдруг именно сейчас началась борьба с контрабандой в Одессе? Потому что на Украине было объявлено о скорой приватизации. И сейчас началась предварительная артподготовка, говорит бывший депутат горсовета, координатор эмигрантского объединения «Комитет освобождения Одессы» Александр Васильев.

Александр Васильевкоординатор эмигрантского объединения «Комитет освобождения Одессы»«Сейчас не столько меняются собственники у тех объектов, у которых они были, сколько идет подготовка к схватке за приватизацию, но пока что, опять же, это практически не публичный процесс, он прямо производный от вопроса власти. На сегодняшний день Коломойского потеснили в Одессе, Саакашвили как-то закрепляется, но я думаю, что процесс этот только начался — его закрепления и через него закрепления людей Порошенко. Поэтому пока рано еще говорить о каких-то конкретных бенефициарах процесса приватизации портов большой Одессы».

Одесский порт — довольно лакомый кусок. Грузооборот — более 30 млн тонн. Пропускная способность — 4 млн. Количество причалов — 46. Это крупнейший порт Украины. Так что, борьба за него ожидается нешуточная.