Торговлю санкционными товарами запретить, а за нарушение ввести уголовную ответственность. С таким предложением выступили в Общественной палате после того, как в начале июля Арбитраж Петербурга и Ленобласти признал торговлю запрещенными продуктами законной. Что думают об этом предложении юристы и представители бизнеса?

Запрет на ввоз продуктов из ЕС и США, в том числе сыров, молочки, рыбы и мяса, был введен около года назад. Но до сих пор их можно найти на прилавках российских магазинов. В ходе рейдов, организованных Общественной палатой, было обнаружено большое количество запрещенных продуктов в сетях крупных ритейлеров, на рынках и в интернет-магазинах. Именно этим объясняет необходимость уголовного наказания за торговлю санкционной продукцией автор идеи, член Общественной палаты Павел Сычёв.

Павел Сычёвавтор идеи, член Общественной палаты«Это, во-первых, наша с вами безопасность здоровья. Второй момент, это ввести административную и уголовную ответственность, уже за такую, как розничную, так и за оптовую продажу на территории РФ. Если это большая организация, то все-таки здесь административным штрафом не отделаться, так как административный штраф достаточно быстро и легко выплачивается, и это опять все идет на конвейер. Как только будет уголовная ответственность, желающих так нарушать закон сократится в разы».

Надо ли сажать за такие правонарушения, или можно ограничиться штрафом и условным сроком? Пока непонятно. Павел Сычёв не уточнил, какое именно наказание следует ввести за торговлю запрещенными продуктами. Представители бизнеса идею не поддержали. Вот что сказал Business FM президент «Деловой России» Алексей Репик.

Алексей Репикпрезидент «Деловой России»«Непростое сейчас время для российского ритейла, поэтому пугать уже запуганных и задавленных представителей этого сектора российской экономики, наверное, не самое правильно время. Поэтому в этом контексте совершенно не стоит говорить о необходимости таких мер, как уголовная ответственность, но экономическая, административная ответственность должна достаточно мотивировать представителей розницы, чтобы не нарушать общие правила игры».

Предположим, предложение будет принято, и уголовную ответственность за торговлю запрещенными продуктами, все-таки, введут. Но исчезнет ли санкционка с прилавков российских магазинов? Мнение партнера практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP Рустама Курмаева.

Рустам Курмаевпартнер практики по разрешению споров юридической фирмы Goltsblat BLP«Я крайне отрицательно отношусь к подобного рода инициативам и считаю, что они носят популистский характер, не более того. Я считаю, что, если будет введена уголовная ответственность за продажу санкционной продукции, то просто рынок будет существовать, но этот рынок уйдет в тень, и государство, вместо того, чтобы получать налоги с торговли, даже такой санкционной продукцией, не будет получать ничего».

Что делать россиянам, которые все-таки хотят полакомиться испанским хамоном или французским «Рокфором»? Можно, например, купить их за границей и даже привезти домой: запрет не распространяется на физлиц, если они ввозят запрещенные продукты для себя лично. Но у таможенников могут возникнуть вопросы. Объясняет руководитель учебного таможенного центра «Альта-Форум» Ольга Анохина.

Ольга Анохинаруководитель учебного таможенного центра «Альта-Форум»«Здесь может встать вопрос о том, кто будет потреблять этот сыр, то есть, не везем ли мы его на продажу и т.д. Вот, о чем идет речь. Или мы пересекаем границу как челнок каждый день туда-обратно и все время везем и везем этот сыр. Дотошные таможенники могут, например, спросить: «Почему вы везете по зеленому коридору, а у вас 10 кг, для какой цели? Дайте объяснение». Поэтому в этом случае здесь уже на усмотрение таможенного контроля».

Петербуржец, который в начале июля был задержан при попытке ввоза из Финляндии более 60 килограммов санкционных продуктов, убедить таможенников не сумел. В ходе досмотра в его машине нашли упаковки с сосисками, икрой и сырами, которые были спрятаны под капотом, в багажнике и даже в запасном колесе. Продукты изъяли, а нарушителя привлекли к административной ответственности. Можно думать, что этот случай — не последний.