Министерство юстиции РФ подготовил законопроект об аресте иностранного имущества в России. Документ уже одобрила правительственная комиссия, теперь он поступает на рассмотрение кабмина. Появлению законопроекта предшествовали аресты российских активов в Бельгии и Франции по искам бывших акционеров ЮКОСа. Они добиваются исполнения решения Гаагского арбитража, который постановил взыскать с России 50 миллиардов долларов по делу ЮКОСа. Тогда глава МИД РФ Сергей Лавров говорил РБК, что ответом «будет взаимность». «Будут арестовывать собственность иностранных компаний с государственным участием», — заявил он.

Согласно законопроекту, российские суды смогут ограничивать иммунитет иностранного государства «на основе принципа взаимности». То есть, если в другой стране будут арестованы российские активы, российский суд сможет дать добро на симметричный ответ. Соответствует ли это мировой практике?

Александр Захаровпартнер Paragon Advice Group«Не исключаю, что подобные меры могут приниматься государствами, но только если меры, которые иностранные государства принимают в отношении российского имущества, исключительно в интересах иностранного государства. Здесь нужно очень четко разделять, что для принятия меры взаимности по аресту имущества нельзя основываться на том, что иностранное государство исполняет нормы своего национального законодательств в соответствии с заявлениями частных лиц. Если мы говорим о случаях с фирмой NOGA, сейчас об этом резонансном деле ЮКОСа, здесь иностранные суды выполняют те нормы и правила, которые предписаны им национальным законом по заявлению частных лиц, а не по собственным убеждениям или в связи с нарушением их интересов Российской Федерацией».

Что будет в случае принятия закона об аресте иностранного имущества в России, объясняет директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк.

Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting U.K.«У себя, на территории РФ, мы можем принимать абсолютно любые законы, которые, в том числе, могут противоречить международным нормам права. Мы у себя в России — царь и Бог. В подавляющем большинстве стран таких законов нет. Конечно же, принятие этого закона происходит не от хорошей жизни, а для того, чтобы каким-то образом стимулировать суды других стран не так уж огульно производить аресты каких-то российских активов. Но, к сожалению, надо сразу готовиться к тому, что если закон такой будет принят, и мы здесь будем производить зеркальные аресты счетов или активов каких-то госкомпаний других стран, то, конечно, они будут обращаться в международные суды. И вероятность того, что они теоретически суды международные выиграют, тоже нельзя исключать совсем».

Бывшие акционеры ЮКОСа намерены обратиться в зарубежные суды в случае невыплаты Россией двух миллиардов евро по решению другого суда — ЕСПЧ. Об этом заявил «Интерфаксу» адвокат экс-акционеров нефтяной компании Тим Осборн.