Капитал агентства — три миллиарда рублей. Ранее сообщалось, что его учредителями будут банки с госучастием, но в итоге решили, что поучаствовать в создании агентства смогут любые российские компании. С какой целью создается новое агентство? Как вообще работает система рейтингов? И для чего компании получают кредитные рейтинги?

Предельно упрощая, рейтинг — это деньги. Если компания планирует привлечь средства с рынка, то высокий кредитный рейтинг повышает шансы успешного публичного размещения. У разных агентств обозначения рейтинга отличаются, но, как правило, самый высокий — это ААА. Он означает, что у эмитента исключительно высокие возможности по выплате долгов и процентов по ним. Самый низкий рейтинг обычно обозначается буквой D, то есть дефолт. Отсутствие рейтингов вообще — тоже плохо: это означает, что надежность заемщика никто не оценивал.

Кредитные комитеты банков тоже учитывают наличие рейтинга у потенциального заемщика при принятии решений. Если рейтинг высокий, то процентная ставка ниже, а кредитный лимит — выше. И наоборот: компаниям с низким рейтингом денег дадут меньше, а стоить кредит будет дороже. Как формируются рейтинги? Объясняет гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

Виктор Четвериковгендиректор Национального рейтингового агентства«Первое — это как раз, когда по запрошенным рейтингам. По сути, это оплачивается работа агентств по присвоению рейтинга заказчику — компании, которая этот рейтинг получает, или банку. Второй момент, когда не оплачиваются рейтинги, платят за это инвесторы. Но соответственно на полупубличной информации агентство делает такие рейтинги. Еще одна модель, когда агентство Crum, например, американское агентство, которое, по сути, приобретено пенсионными фондами, несколькими крупнейшими американскими, только для них делает рейтинги. Оно считает, оценивает с точки зрения риска инвестиции этих пенсионных фондов. Но то агентство не регулируется вообще. То есть, это, по сути, как подразделение риск-менеджмента для пенсионных фондов».

В России есть семь рейтинговых агентств, четыре из них — крупные, присутствуют на рынке много лет. Это «Рус-рейтинг», «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство» и АК&M. Все они работают с рейтингами по запросу, которые считаются более достоверными, потому что в таком случае агентства используют внутреннюю отчетность компании. Чтобы получить такой рейтинг, эмитент должен сам обратиться в агентство, заключить с ним договор и оплатить работу. Будут ли российские инвесторы ориентироваться на рейтинги создаваемого агентства? Отвечает главный аналитик компании «Управление сбережениями» Александр Потавин.

Александр Потавинглавный аналитик компании «Управление сбережениями»«Мы работаем в соответствии с теми рейтингами, которые есть в международной тройке. На российские рейтинги мы смотрим сквозь пальцы. А с точки зрения нового агентства у нас командная административная система остается, если нам скажут принимать решение на основе этого рейтинга и это закрепят в законодательных актах, мы подчинимся и пойдем под козырек».

Может, рейтинги, присвоенные новым агентством, позволят российским компаниям привлекать больше средств на внешних рынках? Мнение президента компании «Московские партнеры» Евгения Когана.

Евгений Коганпрезидент компании «Московские партнеры»«Понятно, что, если наша российская компания будет работать или привлекать деньги в Лондоне, в Сингапуре, в Гонконге или в Нью-Йорке, то, естественно, существует международно признанные агентства, их не так много, которые будут просто необходимы. То есть, мы можем хоть признать компанию сверхнадежной, но это для тех игроков, которые оперируют там, к сожалению, будет мало что значить. Теперь что касается нашего фондового рынка — а у нас что, фондовый рынок остался? Ну, если считать то, что мы имеем сегодня, нормальным фондовым рынком — в чем, честно говоря, я немножечко уже начинаю сомневаться — думаю, что сегодняшние наши внутренние агентства вполне достаточны, другое дело, что они имеют авторитет только внутри страны».

О создании суверенного рейтингового агентства в России заговорили еще четыре года назад. Из-за кризиса 2008-2009 годов S&P и Fitch снизили кредитный рейтинг России на одну ступень. Тогда Владимир Путин заявил: «Сделали негативную оценку, рейтинг страны уронили, кредиты на страну стали дороже. Чтобы прекратить это безобразие, нужно двигаться в сторону предложения рейтингового агентства ЕврАзЭс». Тема снова стала актуальной в начале этого года, когда решение S&P понизить суверенный кредитный рейтинг России в Кремле назвали политически ангажированным.

Национальное рейтинговое агентство России может рассмотреть выход на европейский рынок уже в 2018-19 годах. Об этом ТАСС рассказал один из участников совещания по вопросу создания агентства в Банке России 24 июля.