Это событие уже претендует на то, чтобы стать одним из главных в банковской сфере в этом году. Объем средств вкладчиков «Российского кредита» оценивается в 70 миллиардов рублей. Дыра в кредитной организации превышает 50 миллиардов рублей, сообщили в регуляторе. Анатолий Мотылев не впервые прощается со своими крупными активами. Чем известен этот банкир, и почему события повторяются?

ЦБ не дал второй шанс Анатолию Мотылеву, который в своей жизни уже терял банк. Много лет он владел банком «Глобэкс», который во время прошлого кризиса был отдан на санацию ВЭБу. «Российский кредит» Анатолий Мотылев купил три года назад, у грузинского бизнесмена Бориса Иванишвили, тот перед тем как развернуть бурную политическую деятельность, продавал свои активы.

Тревожный звонок для Анатолия Мотылева прозвенел еще год назад. ЦБ отозвал лицензию у его банка КРК, незадолго до присоединения к «Российскому кредиту». А в июле в СМИ начали появляться сообщения, что «Российский кредит» может быть взят на санацию, но скорее всего его закроют. Об Анатолии Мотылеве и его банковском бизнесе говорит руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков.

Станислав Волковруководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА»«Он достаточно известен, у него же помимо банков еще было несколько пенсионных фондов, которые он купил в прошлом году, и которые все-таки ЦБ не пустил в систему гарантирования пенсионных накоплений. И, кстати, это были уже явные сигналы, что к группе компаний, которые контролирует Мотылев, и к Мотылеву лично есть серьезные претензии. На мой взгляд, там банк покупался достаточно чистый. Понятно, что какие-то активы оставались, но те проблемы, которые привели к сегодняшнему событию, они по большому счету были накоплены за время, пока бенефициаром банка был Мотылев».

Анатолий Мотылев — один из самых опытных российских банкиров, выходец из хорошей советской семьи. Его отец возглавлял единственную страховую компанию Советского Союза — «Госстрах». Там же начал свою карьеру и сын, финансист по образованию. А вскоре создал банк «Глобэкс», который обслуживал «Росгосстрах». Затем был развод со страховщиком, после чего в 96-м году Анатолий Мотылев месяц провел за решеткой. «Глобэкс» и «Росгосстрах» не поделили два миллиарда рублей. Как писал Forbes, Мотылева подозревали в хищении, а дома у него нашли оружие. Сам банкир рассказывал, что он просто недооценил роль милиции, в 90-х больше боялись бандитов. Вскоре бизнесмена освободили, а совет директоров «Глобэкса» возглавил новый совладелец банка, бывший министр внутренних дел РСФСР Андрей Дунаев.

По данным СМИ, Анатолий Мотылев просто подарил ему акции. Дела шли в гору, и даже во время дефолта «Глобэкс» чувствовал себя неплохо. Более того, банк сумел заработать. Экс-министр МВД Андрей Дунаев в эксклюзивном интервью Business FM рассказал, как за несколько дней до событий 98 года ему помогло милицейское чутье.

Андрей Дунаевбывший глава МВД РСФСР, бывший председатель Совета директоров банка «Глобэкс»«Мы очень здорово выиграли, все продав, перед вот этим дефолтом, все государственные обязательства. У нас появились деньги, естественно, мы на них очень много заработали. Какое-то чутье оперативника бывшего, что ли, дало возможность предчувствовать, что что-то не то, раз такие цены дает за бумаги государство — что-то тут не то. Я настоял на том, чтоб продали мы все ГКО и ОФЗ, ни одной бумажки не оставили».

Именно тогда у акционеров появилась идея вкладывать средства в недвижимость. Самым известным активом «Глобэкса» был Новинский пассаж в центре Москвы. После санации «Глобэкса» он перешел ВЭБу, а в прошлом году госбанк продал здание братьям Гуцериевым за 13,5 миллиардов рублей. Считалось, что именно рискованные операции с недвижимостью стали причиной краха и «Глобэкса» в 2008-м и «Российского кредита» в 2015-м. Впрочем, бывший партнер Мотылева Андрей Дунаев говорит, что «Глобэкс» можно было спасти и не удивляется, что банкир вновь остался без банка.

Андрей Дунаевбывший глава МВД РСФСР, бывший председатель Совета директоров банка «Глобэкс»«В истории «Глобэкса» об этом не пишут, и Мотылев сам не говорит. Активов «Глобэкса» было в 1,5 раза больше, чем обязательств, но оценены они не Мотылевым, а с потолка. Еще при мне, когда я еще не ушел из «Глобэкса», приходили люди и говорили: у вас здание лучше, чем у правительства, так не положено. Я не удивляюсь, что так произошло. И о Мотылеве у меня только прекрасные впечатления: честный добросовестный и грамотный человек».

У Анатолия Мотылева проблемы с Центробанком появлялись регулярно, еще с начала нулевых годов, когда в ЦБ сменилось руководство. Как писали СМИ, тогда деятельность его банка курировал Андрей Козлов, убитый в 2006 году. А зампред ЦБ Дмитрий Тулин называл «Глобэкс» «чемпионом по фальсификации отчетности». Как говорят участники рынка, ситуация с банком «Российский кредит» очень похожа на то, что происходило с «Глобэксом». Анатолий Мотылев не стал менять схему: инвестировал средства клиентов в строительную отрасль. Но что во время прошлого кризиса, что сейчас, строительство пострадало в первую очередь. Спасение «Глобэкса» обошлось государству почти в 90 миллиардов рублей. Отзыв лицензии у «Российского кредита», вероятно, обойдется агентству по страхованию вкладов в 70 миллиардов рублей. Грабли в российском банковском секторе по-прежнему лежат на том же месте.