Падение мировых цен на нефть пока что никак не отразилось на налоговой политике российского правительства, затрагивающее всю отрасль. Так называемый «налоговый маневр», введенный в действие с начала этого года, по мнению участников рынка приносит больше проблем, чем удовлетворяет запланированным целям.

Сама идея таких налоговых изменений была включена еще в «Стратегию 2020». Налоговый маневр разрабатывался с учетом совсем иных цен. Эксперты говорят, что авторы идеи не рассматривали даже цену в 70 долларов за баррель. Сейчас же она находится на уровне 53 долларов и, похоже, имеет возможность опуститься еще ниже.

В июне глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился к президенту России, и Владимир Путин поручил Минэнерго решить, стоит ли отменять или корректировать налоговую реформу в нефтяной отрасли. В министерстве, по данным «Ведомостей», посчитали, что статистика I квартала 2015 года предпосылок для корректировки налогового маневра не дает — основные показатели и в добыче, и в переработке нефти продемонстрировали положительную динамику в годовом выражении.

Как сказал в интервью BFM.ru Рустам Танкаев, люди, которые готовили налоговый маневр, так долго трудились и так долго всех убеждали, что теперь не хотят идти на попятный.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФЭту идею, насколько я понимаю, поддерживает Дмитрий Медведев. Все попытки руководителей даже высшего звена, таких, как Игорь Сечин — они все разбиваются об амбиции правительства. Налоговый маневр свою задачу не выполняет. Он был спланирован в абсолютно иных экономических условиях и сейчас от этого налогового маневра пользы абсолютно никакой. В условиях резкого падения цен на нефть, когда компании получают значительно меньше, а правительство почти ничего не получает — в этой ситуации налоговый маневр выглядит просто смехотворным. Он ничего дать не может, поскольку делить-то нечего. У нас налогообложение устроено таким образом, что, если нефть находится на уровне, близком к 40 долларам за баррель, то фактически налоги обнуляются.

И в Минэнерго, и в Минфине считают, что корректировка налогового маневра возможна при падении цены на нефть до 35 долларов за баррель. То есть тогда, когда государственный бюджет начнет терять больше, чем нефтяники.

В правительстве указывают на то, что в I квартале 2015 года первичная переработка уменьшилась на 1% в годовом выражении, в основном из-за падения производства топливного мазута на 3,5%. В Минэнерго отмечают, что производство «светлых» нефтепродуктов, особенно бензина, выросло.

Собственно, это и было одной из задач налогового маневра — создать стимулы для того, чтобы вытеснить с рынка примитивную нефтепереработку. И это же означает, что небольшие перерабатывающие предприятия станут банкротами. Для некоторых из них ситуация уже сейчас критическая.

Например, как сообщает «Лента.ру» со ссылкой на источник, близкий к компании «Совфрахт», специализирующейся на железнодорожных перевозках нефтеналивных грузов, 21 июля 2015 года предприятие подало иск к ООО «Енисей», владеющему Усинским НПЗ. Сумма иска превышает 200 миллионов рублей, что является максимальным требованием к ООО «Енисей» со стороны поставщиков и подрядчиков.

Сумма предыдущего иска компании к «Енисею», согласно информации опубликованной на сайте Арбитражного суда города Москвы, составляет 187,5 миллионов рублей. Слушание по данному делу назначено на 1 сентября 2015 года. По словам источника, общая сумма требований «Совфрахта» к «Енисею» может превысить 800 миллионов рублей, что, в случае принятия судом стороны истца, способно привести к банкротству «Енисея».

И в данном случае налоговый маневр приводит к обратному эффекту. Он не дает конкретному предприятию перейти от примитивной переработки к высокотехнологичной.

Владимир ФейгинПрезидент Фонда «Институт энергетики и финансов»Маржа нефтепереработки резко снизилась — почти до нуля ушла. Инвестиционные проекты, которые осуществляются в нефтепереработке, все стали невыгодными. Нро нужно учитывать, что они были начаты и некоторые находятся в состоянии полуготовности. Условия инвестирования в эти проекты ухудшились.

Это касается и «Енисея». Его Усинский НПЗ представляет собой комплекс по подготовке и переработке нефти и газа. К 2015 году предприятие планировало построить вторую очередь, в том числе установку гидрокрегинга по производству водорода и гранулированной серы. По информации OilCapital.ru, из мазута предполагается производить 70% дизельного топлива стандарта Евро-5 и 15-20% прямогонного бензина. Стоимость строительства оценивалась примерно в 500 миллионов долларов. В «Енисее» рассчитывали привлечь кредит у западных банков под залог существующих заводских мощностей.

В нынешних условиях это вряд ли удастся осуществить: налоговый маневр все еще продолжается, и, соответственно, давление на слабо модернизированные НПЗ будет нарастать. Эксперты говорят, что выходом для них является остановка производства до лучших времен. Когда цены на нефть вернутся хотя бы на уровень 80% от докризисного уровня.