Россия заблокировала резолюцию Малайзии по учреждению трибунала для расследования крушения Boeing. «За» проект документа высказались одиннадцать государств, входящих в Совет безопасности ООН. Три страны воздержались — Китай, Ангола и Венесуэла. Россия — единственная страна, которая проголосовала против, воспользовавшись своим правом вето.

Министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай перед голосованием заявил, что международный трибунал является оптимальным вариантом для поиска и наказания виновных и подчеркнул, что создание трибунала должно быть деполитизировано.

Джулия Бишопглава МИД Австралии«Лишь один голос был подан против. Но нельзя, чтобы вето стояло на пути справедливости. Невозможны никакие оправдания со стороны РФ, необходимо с пренебрежением отнестись к этим доводам. Сегодняшнее вето — вызов памяти 298 жертв, погибших на борту рейса МН-17. Россия насмехается над своими собственными обязательствами сделать все для наказания виновных. Говорят, что наша просьба к Совету предпринять этот шаг, была преждевременной, но создание механизма для уголовного преследования до завершения уголовного расследования соответствует практике Совета безопасности. Виновные могут считать, что они могут спрятаться за вето РФ, но им не удастся уйти от правосудия. Россия использовала сегодняшнее голосование, чтобы политизировать наше стремление к справедливости, и Россия заслуживает осуждения».

Украинский министр иностранных дел Павел Климкин полностью поддержал малайзийскую инициативу о создании трибунала и так же, как и его коллега из Австралии, сделал прямой выпад в отношении российских властей.

Павел Климкинглава МИД Украины«Единственный эффективный путь предотвратить такие трагедии в будущем — это наказать виновных без промедления. Уровень поддержки нашего проекта резолюции четко показал, что мы идем по правильному пути. Вот почему мы особо разочарованы тем, что одна страна — Россия — по-прежнему смешивает эти два совершенно различных вопроса. Их ответственность за агрессию против Украины — с одной стороны, и индивидуальная ответственность виновных в трагедии рейса МН-17 — с другой стороны. Не может быть никакого другого объяснения сегодняшнему российскому вето. Не может быть никаких причин выступать против этого, если вы сами не являетесь одним из виновных».

Президент Украины Петр Порошенко также считает, что итоги голосования говорят сами за себя. По его словам, Украина сделает все, чтобы виновные в крушении самолета были наказаны. «Это наш долг перед погибшими и их семьями», — написал Порошенко у себя в Facebook.

Постпред России при ООН Виталий Чуркин раскритиковал выступление своего украинского коллеги Климкина и заявил, что предложение о трибунале по Boeing лишено какой-либо «правовой и прецедентной основы».

Виталий Чуркинпостпред России при ООН«Господин Климкин попытался выступить с позиции морального и даже религиозного превосходства, говорил о недопустимости безнаказанности. У меня в этой связи только один или два вопроса к украинскому министру: а зачем гражданские самолеты направляли в зону, где идут военные действия? Авиационные власти Малайзии, в конце концов, могли не знать, что у вас есть вооруженный конфликт, но это вы прекрасно знали. Почему вы это делали? Из жадности или по каким-то другим соображениям? Вот вам и безнаказанность. Наказали кого-нибудь за это? Будем надеяться, что расследование разберется и в этом. К сожалению, сохраняются серьезные вопросы к тому, как проводится текущее расследование. Российским экспертам не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования. Совет безопасности в резолюции 2166 не квалифицировал трагедию Boeing в качестве угрозы международному миру и безопасности. В принципе, вопросы организации уголовного судопроизводства не дело Совета безопасности».

Малайзия, Австралия, Нидерланды и их союзники будут добиваться наказания виновных в крушении Boeing в Донбассе, несмотря на вето, наложенное Россией.

Преступление не должно остаться безнаказанным, поэтому в ближайшее время будет разработан новый порядок преследования виновных в этой катастрофе, заявили полномочные представители.

Почему Москва придерживается жесткой позиции по трибуналу, объяснил директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Евгений Минченкодиректор Международного института политической экспертизы«Я думаю, что самого главного, что бы объяснило, почему вдруг никогда не создавались международные трибуналы по конкретному сбитому гражданскому самолету, а именно сейчас надо создать, вот этого объяснения не произошло. Более того, если говорить о ситуации с Украиной, там за последнее время было совершено огромное количество преступлений. Количество мирных жителей, погибших в результате боевых действий и в результате, собственно, преступного поведения не только военных, но и так называемых добровольческих батальонов, причем с обеих сторон конфликта, оно превышает несколько тысяч человек. Наверное, логично было бы тогда обсуждать вопрос трибунала по Украине в целом. Например, вот эти люди, которых сейчас вдруг прозревшие западные СМИ называют нацистами из батальонов «Азов», «Айдар» и так далее. Их преступления кто-то будет расследовать или нет?»

Напомним, ранее Россия выступила с собственным проектом резолюции. Его рассмотрели на закрытом заседании Совбеза ООН на минувшей неделе. В нем подчеркивается, что «установить истинные причины этого авиационного инцидента необходимо», однако ничего не говорится о создании трибунала.

Как бы то ни было, на голосование вынесли вариант резолюции Малайзии, с которым Россия ожидаемо не согласилась.