Сегодня в Москве «Боржоми» в стеклянной бутылке 0,5 литра стоит в рознице около 120 рублей. Для сравнения, цена российской минералки локальных брендов начинается от 25 рублей за такую же бутылку. А за 50 можно купить уже «Нарзан» или «Ессентуки», которые пользуются спросом по всей России. Почему у нас «Боржоми» стоит так дорого? Говорит аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматулин.

Тимур Нигматулинаналитик инвестхолдинга «Финам»«Себестоимость продукции на полке магазина, условно, в Москве, включает в себя большие расходы на логистику. Сама по себе бутылка «Боржоми» — это товар неудобный, с точки зрения логистики, т.е. соотношение цены товара к его весу, цены товара к его объему не позволяет перемещать этот товар без существенной наценки. Таким образом, я не думаю, что цены, которые сейчас наблюдаются в Грузии, они возможны, условно, на прилавке в Москве».

Впрочем, это никак не объясняет того факта, что и в других странах, куда поставляется «Боржоми», цены на него ниже, чем в России. В Казахстане — примерно 96 рублей, в Латвии — около 80, на Украине — около 60. Самая низкая цена «Боржоми», естественно, в самой Грузии — примерно 19 рублей. Это розничные цены за все ту же стеклянную бутылку 0,5 в пересчете на российскую валюту. С чем связано такое распределение цен по странам? Рассуждает грузинский политолог Гела Васадзе.

Гела Васадзегрузинский политолог«Я знаю, что «Боржоми» поставляют очень многие страны, особенно, когда было эмбарго на российский рынок, тогда «Боржоми», действительно, прорыв сделала. Другое дело, что речь не вообще о поставках, речь об объемах. Объемы достаточно небольшие. Что касается разницы, что мне вам сказать по этому поводу — наживаются капиталисты проклятые. Понимаете, «Боржоми» сегодня принадлежит российской компании, поэтому все вопросы нужно к ним, почему они за такую цену продают «Боржоми» на своем же рынке».

Производителем знаменитой грузинской минералки является IDS Borjomi Georgia, которую контролирует «Альфа-Групп». Структуры Михаила Фридмана завершили сделку по покупке производителя «Боржоми» у наследников Бадри Патаркацишвили в 13-м году. Оперативно прояснить вопрос ценообразования на «Боржоми» в самой IDS редакции Business FM не удалось.

В основном грузинская минералка поставляется в страны бывшего Советского Союза. В Западной Европе «Боржоми» нет, в Штатах ей торгуют только магазины, ориентированные на выходцев из бывшего СССР. Бренд «Боржоми» так и не смог стать конкурентом Perrier или Evian. Но в России многие помнят и любят грузинскую минералку, отмечает президент Национальной ассоциации региональных продуктов Иван Меркулов.

Иван Меркуловпрезидент Национальной ассоциации региональных продуктов«Есть еще внутренняя высочайшая степень доверия к бренду. «Боржоми» с советских времен занимал очень важные позиции, серьезные позиции, и это история, которая влияет на нас, как на потребителя, и соответствующим образом формируется воспринимаемая стоимость. Поэтому, да, вода может стоить столько, потому что Perrier, условно говоря, или какие-то другие воды, которые даже могут разливаться где-то в Подмосковье, тоже имеют стоимость за счет стоимости бренда. Мне бы очень хотелось, чтоб «Боржоми» осталась как пример того, как может быть успешным региональный бренд, бренд страны».

Но даже те россияне, которые любят «Боржоми», постепенно начинают от нее отказываться. Нет смысла переплачивать за грузинскую минералку, когда на прилавках магазинов есть почти такая же российская вода, но как минимум вдвое дешевле.