Оппозиция намеревалась участвовать в региональных выборах в Новосибирске, Магадане, Калуге и Костроме. Однако везде получила отказ по причине недостоверных подписей в свою поддержку. В Костроме был арестован начальник местного штаба партии Андрей Пивоваров.

Политологи считают, что «ПАРНАС» нарушил главный принцип — нельзя подвергать сомнению действующую систему власти. В этой связи надежд на какое-либо присутствие либеральной оппозиции в Госдуме и даже региональных парламентах становится все меньше. Кроме того, фактически стало понятно, что Анатолий Чубайс своими дебатами с Навальным явно пошел против тренда.

Последние новости из Магадана. Местный избирком официально отказал в регистрации списка Демократической коалиции на базе «ПАРНАСа». Причина — большой процент забракованных подписей в поддержку партии. Ранее коалиция заявила, что не будет бороться за места в заксобрание Калужской области. Согласно заявлению, оппозиционеров, в их штаб внедрили провокаторов, которые умышленно вбрасывали фальшивые подписи.

В Костроме арестован глава местного штаба Андрей Пивоваров. Он пытался сверить подписные листы с полицейской базой паспортных данных на предмет их подлинности. В итоге стал фигурантом уголовного дела о незаконном доступе к государственным сведениям. Ему грозит до 4-х лет лишения свободы.

Подобное может произойти и в Новосибирске — там сборщики подписей жалуются в правоохранительные органы, что партийцы не оплатили их труды, не отдали причитающиеся деньги. Руководство «ПАРНАСа» обвиняет избиркомы в политической предвзятости. Власть в ответ заявляет, что оппозиция просто не может честно собрать подписи, нарушает закон, а в свое оправдание говорит о политических преследованиях. А на самом деле, «ПАРНАС» просто непопулярен.

Есть и политологические выводы. Во-первых, раздражает фигура Навального, во вторых «ПАРНАС» должен соблюдать правила игры — то есть признавать незыблемость действующей властной конструкции, продолжает политолог Владимир Слатинов.

Владимир Слатиновполитолог«ПАРНАС» и Навальный являются единственной политической силой знаковой, которая обращает на себя внимание и которая открыто оппонирует Кремлю. На самом деле, все, что с ним происходит — это урок-назидание другим политическим силам не пытаться этого делать. Поскольку это чревато не только дисквалификацией легального политического поля, но еще и силовым давлением с возможной последующей изоляцией политипических активистов».

Оппозиционеры рассматривали региональные выборы как генеральную репетицию перед большой думской кампанией. Возникает вопрос, возможно ли вообще участие в нынешней легальной политической конструкции либеральной оппозиции. Последний раз либералы — «Яблоко» и СПС — проходили в Госдуму на выборах 1999 года. Соответственно, с 2003-го нижняя палата обходится без данного представительства. Тем не менее, принято считать, что в Кремле, в принципе, не возражают против умеренной оппозиционной партии среднего класса. Однако сейчас очень трудно подобрать кандидатов. Партия Прохорова практически рассыпалась. С «ПАРНАСом» вопрос ясен. Из более-менее заметных остается «Яблоко». Каковы его перспективы, отвечает Владимир Слатинов.

Владимир Слатиновполитолог«У «Яблока» есть проблема, скажем так, с усталостью избирателей от бренда. «Яблоко», все-таки, не является слишком удобным партнером для Кремля. По всей видимости, мы сегодня по-прежнему будем иметь ситуацию, когда Кремль вообще постарается исключить либеральные исключительные силы из политического процесса или их предельно маргинализировать, что и происходит сейчас».

И естественно, что больше не будет никакой коммуникации с Алексеем Навальным. Слухи о запрете упоминания его имени властными чиновниками, возникли явно неспроста. Возможно, без его участия у «ПАРНАСа» могли бы быть перспективы хотя бы поучаствовать в выборах. И все больше становится понятным, что дебаты Анатолия Чубайса с одним из главных раздражителей были восприняты крайне отрицательно наверху. Остается открытым вопрос, стало ли именно это причиной уголовных дел по соратникам руководителя «Роснано», но то, что это добавило масла в огонь — здесь фактически нет сомнений.