В Кремле не думали над вопросом ограничения закупок зарубежных презервативов. Кремль этот вопрос не заботит, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Ранее помощник премьера, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко высказал мнение, что ограничение закупок зарубежных презервативов заставит людей быть более дисциплинированными в половой жизни и поможет в решении демографических проблем.

Отметим, впрочем, что речь не идет о запрете на продажу презервативов и других медицинских изделий в аптеках, а только о госзакупках для клиник Минздрава.

Накануне Минпромторг расширил список иностранных медицинских изделий, в том числе презервативов, которых касаются ограничения при госзакупках.

Сообщение о том, что правительство начало обсуждать тему возможного отказа от госзакупок значительной части зарубежной медтехники, вызвало шквал разговоров. И, конечно, как водится, недовольство. О чем же на самом деле может идти речь?

Текст документа с очень длинным названием — «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — не новый. Он появился 5 февраля. Новое в нем то, что, во-первых, изначальный список расширен до 110 наименований, а, во вторых, его вынесли на обсуждение. В списках высокотехнологичное оборудование, такое как дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких, передвижные рентгеновские установки, ультразвуковые сканеры, инкубаторы для новорожденных. Присутствуют и обычные хирургические тампоны, перчатки и даже презервативы. То, что предполагаемый запрет взбудоражил общественное мнение, понятно. Слишком много всего запрещают в последнее время. Но это не запрет. Не санкции. А всего лишь обсуждение позиции ведомства, к медицине отношения не имеющее.

Давид Мелик-Гусейновдиректор Центра социальной экономики«Позиция Минпромторга понятна. Министерство обеспечивает развитие и рост российской промышленности и торговли. Самое главное не сделать рынок монопольным. Если он будет монопольным, то, конечно, будет расти цена и будет снижаться качество. Но на данный момент времени предложения, которые находятся в документе Минпромторга, касаются только лишь тех позиций, которые в России уже производятся и по которым есть больше двух поставщиков производителей. Свое слово не сказало еще Министерство здравоохранения РФ. У них тоже есть на этот счет определенное мнение, я так полагаю. И это мнение касается качества продукции».

В идее производить отечественное оборудование и обеспечивать им клиники системы Минздрава, а именно о них идет речь, ничего плохого нет. Что-то действительно может производиться в России. Но понятно, почему любые подобные инициативы чиновников встречаются обществом «в штыки». Оно слишком хорошо помнит афоризм Виктора Черномырдина — «хотели как лучше, а получилось, как всегда».

Семен Гальперинврач-невролог«Минздрав единолично не принимает таких решений и, наверное, получает команды свыше все-таки. На уровне догадок, может быть, действительно кому-то это выгодно. Может быть, у кого-то действительно есть такое мнение, что это может развивать отечественную промышленность. Достаточно сложно надеяться быстро догнать зарубежную промышленность. На это нужно все-таки время. Какую-то аппаратуру мы выпускаем уже, какую-то можем освоить в ближайшее время. Но останется какая-то часть, которую все равно придется закупать, так или иначе».

В положениях февральского постановления говорится, что медоборудование из списка может закупаться, кроме России, в Армении, Казахстане и Белоруссии. Так что скоро вполне может оказаться, что в Белоруссии не только есть мидии и хамон, но также и производятся томографы и аппараты МРТ.