Основная версия авиакатастрофы над Истринским водохранилищем — ошибка пилотирования. Об этом заявил глава СКР Владимир Маркин. В результате столкновения в воздухе гидросамолета Cessna с вертолетом Robinson, произошедшего в субботу, 8 августа, погибли девять человек, в том числе двое детей, не найденным остается тело 28-летнего мужчины, который находился на борту гидросамолета. На месте происшествия до сих пор работают следователи, обе машины извлекли из воды, их фрагменты изучают специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

В Подмосковье десятки авиаклубов, специалисты даже не берутся подсчитать их количество, и проблема в том, что вопросы безопасности целиком лежат только на клубе и самом пилоте. В таких полетах даже не предусмотрена работа диспетчера, пояснил президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Владимир Тюрин:

Владимир Тюринпрезидент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов«Достаточно жестко регулируется, с точки зрения законодательства, может быть, надзор за исполнением этого законодательства не всегда качественный. Вообще говоря, полеты такого рода выполняются в рамках авиации общего назначения. Это то, что не выполняют коммерческие воздушные перевозки или авиационные работы. Есть достаточно серьезный объем требований, чтобы легально человек мог подняться в воздух, в том числе взять на борт к себе пассажиров. В таких случаях, как столкновение воздушных судов в воздухе в таком режиме полетов — это редчайшее явление, тут, скорее, неисполнение уже существующих требований. В данном случае это так называемый класс гольф воздушного пространства, где диспетчерское обслуживание не предоставляется, и полностью вся ответственность за предотвращение столкновения лежит на командирах обоих воздушных судов. То есть государство сочло, что в этом месте интенсивность все еще достаточно низка, чтобы заслуживать введения контролируемого воздушного пространства, где обязательно диспетчерское сопровождение осуществляется».

Многие обратили внимание, что авария произошла в районе, где находятся дачи состоятельных людей, у которых есть частные самолеты и вертолеты. Следствие установило, что вертолет Robinson R-44 взлетел с территории частного домовладения в деревне Лечищево. Известно, что им управлял опытный летчик. Часто суда взлетают в таких районах, как Истра, никого не уведомляя, поскольку этого и не требует закон, рассказал летчик-испытатель, заслуженный пилот России, вертолетчик Вадим Базыкин.

Вадим Базыкинлетчик-испытатель, заслуженный пилот России, вертолетчик«Если вы находитесь в запретной зоне, зоне «С», вы обязаны уведомлять все службы: и диспетчеров, и в таком случае будет организован поиск, спасение и прочее. Если вы в зоне «G», там, где нет запретных зон, аэропортов и прочего, вы имеете право никого не уведомлять, запускаться, летать в свое удовольствие, возить своих друзей, свою семью имеете право без уведомления. Но вы должны понимать, что вас тогда некому будет спасать, поскольку никто об этом не знает».

По словам специалистов, единственный способ обезопасить себя — это проверять всю документацию перед полетом. В остальном это ровно так же, как довериться таксисту на дороге: всегда остается человеческий фактор.