Саудовская Аравия обсуждает закупку российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». Эр-Рияд настроен на активизацию отношений с Россией во всех областях, в том числе в военной, заявлено на совместной пресс-конференции глав МИД двух стран. Готовится визит в Москву короля Салмана ибн Абдул-Азиза. Но Саудовская Аравия категорически не согласна с российской позицией по Сирии. Эр-Рияд считает, что Асад должен уйти — он зло, чуть ли не большее, чем ИГИЛ. Никаких коалиций с официальным Дамаском королевство не поддержит. Категорически.

Саудиты считают, что именно Башар Асад является главной причиной возникновения ИГИЛ. Если бы он сразу ушел, не было бы гражданской войны, и, соответственно, не возникали бы группы боевиков, которые впоследствии вышли из-под контроля.

Сирийский вопрос считается главным. Суть ближневосточного мирного плана Путина — призыв к Сирии, Турции, Иордании и Саудовской Аравии объединиться для противостояния «Исламскому государству». Ну, а Россия, как считается, президента Башара Асада не сдаст — в этом ее принципиальная позиция. Комментирует президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Евгений Сатановскийпрезидент Института Ближнего Востока«Да, если Саудовская Аравия купит наше оружие, мы его ей продадим. Впрочем, не приходится сомневаться, что любые закупки такого рода будут жалкой мелочью по сравнению с объемом контрактов с США. А в чем еще мы саудовцам можем помочь? Откровенно говоря, ни в чем. Мы что, воевать что ли за них будем? Да, нам своих войн хватает».

Тем не менее, сама по себе возможность контактов Москвы и Эр-Рияда раньше считалась чем-то из области фантастики. Сейчас отношения налаживаются, есть заметное экономическое сотрудничество. Самое простое объяснение состояло в том, что саудиты обиделись на своего главного союзника США за соглашение со своим противником Ираном и теперь пытаются найти некие способы давления на Вашингтон или же ищут альтернативные пути решения проблемы. Даже не исключается некое нефтяное сотрудничество Российской Федерации и Саудовской Аравии — совместное влияние на цены. Не соглашается востоковед Сергей Серёгичев.

Сергей Серёгичеввостоковед«План по свержению режима Асада проваливается Есть еще два момента. Понятно, что про них не было сказано на пресс-конференции: это йеменский вопрос и иранский вопрос. Йеменский вопрос состоит в том, что у России есть определенные позиции и определенная степень влияния в Йемене. Эр-Рияд хочет, чтобы мы воздействовали на Салеха, бывшего президента, чтобы он отказался от борьбы и фактически сдал Йемен Эр-Рияду. А с Ираном ситуация состоит в том, что Эр-Рияд тоже лелеет надежду на то, что Россия будет жестче следить за Ираном, дабы не возникла иранская ядерная бомба».

Главная проблема — Асад. Его нужно сдать и тогда, возможно, будут и контракты и инвестиции. Нефтяное сотрудничество и влияние на рынки вряд ли. Позиция России здесь понятна — она с высокой долей вероятности никогда на это не согласится. Но, тем не менее, контакты с Саудовской Аравией продолжаются — даже несмотря на это. Меняется архитектура ближневосточных отношений. Вопрос только — к лучшему или худшему.