Дмитрий Медведев подписал постановление о расширении списка стран, в отношении которых действуют контрсанкции. Об этом на заседании правительства сообщил премьер-министр.

Дмитрий Медведевпремьер-министр«Теперь к государствам ЕС, Австралии, Канаде, Норвегии и США, из которых в августе прошлого года были запрещены поставки некоторых видов сельхозпродукции, добавился целый ряд стран, а именно Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн и на особых условиях Украина. Эти государства присоединились к решению ЕС о продлении антироссийских санкций, они аргументируют свое решение тем, что обязаны ввести эти санкции в силу разного рода соглашений с ЕС. Эта позиция отчасти лишь справедлива. Хочу отметить, что ряд государств, у которых есть аналогичные соглашения с ЕС, в санкциях против РФ не участвуют, так что присоединение к санкциям — это осознанный выбор, который означает готовность к ответным мерам с нашей стороны, каковые и приняты».

Премьер подчеркнул, что запрет на ввоз сельхозпродукции из Украины вступит в силу только в случае применения правительством этой страны экономической части соглашения об ассоциации с ЕС, которое Киев заключил в июне прошлого года.

«Мы договаривались дать определенное время до 1 января следующего года для решения вопросов экономического регулирования. По истечении этого срока, если мы не сможем договориться при посредничестве ЕС — а никаких признаков этого я не вижу — вступят в силу ранее принятые документы, которые устанавливают для Украины обычный режим торговли и эмбарго на продовольствие».

Особые условия для Украины адресованы гражданам страны. По сути, это предложение менять экономический курс развития, пояснил доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России, политолог Кирилл Коктыш.

Кирилл Коктышполитолог«В отношении Украины применена некая отсрочка, то есть как только вступит в действие ее экономическая часть ассоциации с ЕС, так и введем. Это совершенно понятное предложение, сделанное через голову, публично, поэтому оно сделано не только правительству, но и украинскому обществу о том, что, да, выбор сохраняется, что, с одной стороны, Украина может продолжить сегодняшний курс, а на нем она достаточно много теряет, с другой стороны, она может попытаться сберечь те рынки, которые есть и, соответственно, речь будет идти о ставке на те силы, которые не поддерживают украинское правительство, либо его избирают, потому что ставка по большому счету на украинское общество в целом. Насколько это будет услышано, это отдельный вопрос, но дело России в данном случае предложение сделать».

При этом политолог пояснил, что Кремль не делает «реверанс» в отношении Киева, а пытается установить новые правила игры.

«Это пример публичной дипломатии, когда населению объясняют те вещи, которые обычно остаются за пределами, в переговорных кулуарах. А дальше уже украинское общество может решать, чья позиция ему ближе, что оно поддерживает, потому что когда условия озвучены, то торговаться в кулуарах больше невозможно. Но нужно понимать, что на Украине союзники России — только левые силы, политических сил в легальном политическом пространстве практически не осталось. Запрещение той же Компартии в политическом пространстве больше нет. Смогут ли другие политические силы как-то это знамя поднять и пойти против сегодняшних официальных властей — вопрос, конечно, подвисает в воздухе».

Напомним, летом Евросоюз продлил санкции против России, после чего Россия симметрично продлила продуктовое эмбарго.

В конце июля глава европейской дипломатии Могерини заявила, что к санкциям ЕС присоединились еще несколько стран, которые и попали в расширенный список российских контрсанкций.

Сообщалось, что к ограничительным мерам против нашей страны присоединилась и Грузия, однако Москва не стала вводить санкции против Тбилиси.

СМИ сообщают, что Грузия юридически не оформила введение санкций против России, поэтому и не попала в российский список. Страны, которые туда вошли, не являются основными торговыми партнерами России.

Каковы последствия расширения списка для отечественной экономики и ждать ли из-за него подорожания продуктов?

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие»«В настоящее время основную лепту в снижении и качества, и ассортимента продовольственной продукции на российском рынке вносят не столько санкции, сколько удешевление рубля. Поскольку девальвация рубля очень быстро делает многие импортные товары достаточно дорогими, по крайней мере, для массового российского потребителя, введение дополнительных санкций именно сейчас, скорее всего, существенного вклада в дальнейший рост продовольственной инфляции не внесет. Полного исчезновения из российского ассортимента каких-либо продуктов мы не увидим, поскольку, в конце концов, никто не мешает использовать сложные многоступенчатые схемы поставки, при которых продукция формально поставляется из заведомо несанкционных стран. Однако, с одной стороны, для того, чтобы наладить эти схемы, потребуется дополнительное время, а, с другой стороны, любые такого рода организационные схемы подразумевают повышенные затраты, что тоже внесет свою лепту в рост продовольственной инфляции».

Самое важное последствие расширение российских санкций — запрет на поставки продовольствия из Исландии. Россия импортирует из этой страны рыбу, и год назад Рейкьявик заменил часть европейских поставок.

Сейчас в российском «Рыбном союзе» написали в правительство письмо, где рассказали о последствиях введения санкций против Исландии. Она обеспечивает почти половину российского импорта сельди, скумбрии, мойвы и некоторых других видов рыб.

Переработчики, в частности, отмечают, что российская мойва и скумбрия пригодны только для консервирования, а для копчения как раз используется исландская мойва и скумбрия.

Сергей Гудковисполнительный директор «Рыбного союза»«Очевидно, что и продукция из Исландии, сырье из Исландии теперь пойдет в увеличенном объеме для ее переработки на территорию Белоруссии. Селедка, скумбрия, мойва очень и весьма популярны среди граждан России. Проблем со сбытом у белорусских предприятий не будет никаких, они нарастят производство на своих мощностях. Продукция привычная, она и так у нас есть на прилавках магазинов, просто они увеличат свои доли. Логично предположить, что в отсутствие сырья и невозможности его заменить, российские перерабатывающие предприятия будут вынуждены сократить рабочее время, некоторые из предприятий будут сокращать рабочие места, хотя бы временно, но сейчас будут это делать и потеряют свою конкурентоспособность по отношению к белорусским поставщикам при взаимодействии с предприятиями розничной торговли. Когда массовая популярная продукция у тебя отсутствует, а у твоего конкурента есть, понятно, что торговые сети будут выбирать тех, у кого шире ассортимент, и кто может лучше закрыть потребности торговой сети. Сырье для российских предприятий будет в дефиците, естественно, оно подорожает. Любой дефицит дорожает, мы с этим ничего сделать не можем. Соответственно, рост стоимости сырья может привести к полной неконкурентоспособности готовой продукции, она будет не востребована у предприятий розничной торговли. Тогда мы заниматься не будем переработкой этих видов рыбы, и заместить ее нечем, вот это как раз и приведет к сокращению рабочих мест. Но на прилавках магазинов продукция будет, но ценообразование будет уже зависеть от белорусских поставщиков».

Отметим, что ни одно предприятие по производству продукции животноводства Албании не аккредитовано на поставки в Россию. Из Лихтенштейна имеют право на экспорт в Российскую федерацию два производителя кормов и кормовых добавок.

В списке поставщиков из Черногории — три предприятия по производству мяса и шесть — по выработке готовых мясных изделий. Но поставки с них запрещены с осени 2014 года по ветеринарным соображениям.

Поставки продукции из Норвегии запрещены с 7 августа прошлого года в рамках продовольственного эмбарго.