15 августа в Москве на ВДНХ открылся интерактивный музейный комплекс на базе многоразового космического корабля «Буран». Договор на выполнение работ был заключен по максимальной цене, выставленной организатором на портале госзакупок. Почему нельзя было сделать это дешевле, и что из себя представляет интерактивный музейный комплекс?

Интерактивный музейный комплекс на базе многоразового космического корабля «Буран» обошелся ВДНХ почти в 50 млн рублей. Конкурс выиграла компания «Кронштадт технологии». При этом предложенная цена полностью совпадает с начальной (максимальной) ценой, выставленной организатором закупки.

В конкурсной процедуре также участвовали компании «Пролайн» с предложением в 39,5 миллионов рублей и Научно-производственное предприятие «Ленарк», предложившее выполнить работы за 26 миллионов. Почему «Торговый дом Выставки достижений народного хозяйства» выбрал именно «Кронштадт технологии»? Своими предположениями поделился с Business FM президент экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики Александр Чуев.

Александр Чуевпрезидент экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики«Я могу только свое личное мнение высказать, что, наверное, есть какое-то желание именно эту компанию видеть в подрядчиках, если такая большая разница в цене. И когда разница в цене в два раза и идет о таких больших суммах речь. Если только нет объективных условий, например, приходит компания с уставным капиталом, там, в 10 тысяч рублей и предлагает свои услуги в три раза меньше, но у нее нет ни опыта работы, и она не выдает определенные гарантии на оборудование, на устанавливаемые другие вещи. Если такая ситуация, тогда, конечно, выбирается компания, пусть и более дорогая, но известно, что она выполнит свои обязательства, нежели та компания, что придет за более дешевую цену и ничего не сделает и завалит заказ».

Что же предлагают экскурсантам за эти деньги? История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах. Нажимаешь на картинку корабля — всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Как утверждается в пресс-релизе ВДНХ, такая же технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.

Но изюминкой экскурсии станет возможность побывать в роли пилота и посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года. Впрочем, «Буран» летал в космос только один раз и то без пилотов в автоматическом тестовом режиме. Кстати, именно эта возможность кардинально отличала его от американского «Шаттла», который сажали вручную.
Но программу закрыли, и «Бураны» больше не летали. СССР развалился, и корабли постигла незавидная участь. Так, экземпляр, летавший в космос, погиб на Байкоуре. Говорит обозреватель журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.

Игорь Лисовобозреватель журнала «Новости космонавтики»«Изделий, которые принято называть словом «Буран», изготовлено не один, не два, не три, и даже не десять. То есть, кроме двух летных экземпляров и третьего незаконченного, имелись многочисленные технологические макеты. На момент развала эти, как говорят, «птички» распределились случайным образом: что-то осталось на Байконуре, одна машина погибла под развалинами МИКа, когда он обвалился 10 лет назад. Та самая машина, которая совершила космический полет. Еще одна стоит на Байконуре в здании стенда динамических испытаний. Точно так же некоторое количество машин осталось в Москве. Скажем, одна машина на протяжении многих лет ржавела на причале Тушинского машиностроительного завода, и пару лет назад ее перевезли в Жуковский для реставрации».

А ведь когда-то мы первыми запустили человека в космос. И сейчас могли бы быть впереди планеты всей. Как часы «Ракета» — самые быстрые часы в мире. Но остается довольствоваться только интерактивным музейным комплексом.