Business FM завершила Twitter-опрос на тему, исполнять ли России решение международного арбитража в Гааге и выплатить ли 50 миллиардов долларов по иску акционеров «ЮКОСа». Результаты распределись следующим образом: 65% за то чтобы не платить, 35% за то чтобы исполнять судебное решение.

Параллельно с опросом в Twitter был запущен опрос на сайте BFM.Ru на эту же тему. Однако здесь мы добавили еще один, компромиссный вариант ответа. Россия должна платить, но не всю сумму, а скажем немного — некую часть. Но пойти по третьему пути согласилось меньшинство — 6.41%. Большинство, как и в случае, с Twitter за то, чтобы не выполнять решения третейского суда в Гааге. 78,69%. Выполнять — 14,9. Что, в принципе, тоже немало.

Судя по Twitter, «за» проголосовали яркие представители либеральной интеллигенции. В частности, когда проголосовал Сергей Алексашенко, показатели резко скакнули в сторону тех, кто за то, чтобы платить. В принципе, итоги голосования изначально считались предсказуемыми. Но Сергей Владимирович на некоторое время заставил в этом усомниться — добавил интриги. Вот аргументы известного экономиста.

Сергей Алексашенкоэкономист«Представляете, если в России служба исполнения наказаний: а нам не нравится решение суда, и мы не будем исполнять то или иное его решение. Был суд, в котором участвовали две стороны. Каждая представляла свои аргументы, каждая соглашалась с тем составом арбитров, который дело рассматривал. Всех почему-то задевают эти 50 млрд. И никто в принципе не обсуждает, что Россия проиграла иск. В принципе, Россия же согласилась с тем, что она проиграла иск. У нас возмущение вызывает не то, что мы проиграли иск, а то, что сумма очень большая».

Главный аргумент в том, что, если Россия не собирается платить, тогда ей не надо было изначально признавать Гаагский арбитраж. Если же мы его признаем, значит необходимо выполнять решения, какими бы тяжелыми они ни были.

Российская власть считает вердикт арбитража политически мотивированным и неправомочным. Но главное здесь опять же сумма — принято считать, что «ЮКОС» тогда столько не мог стоить. Но при этом Москва официально обжалует данное решение во всех законных инстанциях. На это уйдет время, поэтому вот сейчас платить не нужно. Возможно, еще год у страны есть, а там всегда что-то может измениться. Поэтому и рождается некий компромисс — заплатить частично или частично признать, продолжает политолог Георгий Бовт.

Георгий Бовтполитолог«Ну, вот были первые волны арестов. Нужно дождаться, как будут действовать дальше, что арестуют дальше. Могут они арестовать выплаты по гособлигациям каким-то или облигациям госкомпаний? Если могут — один разговор, если не могут — другой. На 50 млрд долларов у нас госсобственности за границей просто нет. Поэтому так сразу сдаваться и поднимать лапки я бы не стал, если бы я был должен эти деньги».

В общественном мнении многое, если не все, сводится к сумме, а не к политическим или юридическим последствиям. Вот если бы был миллиард или два, тогда можно было бы подумать. С другой стороны, если вообще не платить, что мы потеряем? Если опишут пару зданий, неприятно, но не катастрофа. Хуже если гособлигации, нефть, газ и так далее. Есть еще расхожее мнение, что решения о том, что именно арестовывать, будут приниматься, исходя из политической конъюнктуры на тот момент, а не исходя из юридических практик. То есть, имеется шанс как-то договориться. К слову сказать, Россия обещает контрмеры в случае массовых арестов своей собственности за рубежом. Соответствующий документ находится в Госдуме. Так что, может возникнуть новое противостояние России и Запада.