Импортозамещения пока не случилось. К такому выводу пришли аналитики Moody's в новом отчете Global Macro Outlook. Машиностроение в России падает быстрыми темпами. Признаков того, что импортозамещение стимулирует внутреннее производство, не замечено, говорится в документе.

Три месяца назад Moody's называло импортозамещение «толчком к росту». При этом эксперты отмечали, что низкие цены на нефть, слабый рубль и продолжающаяся геополитическая неопределенность негативно повлияют на российскую экономику.

Как отмечает Moody's, единственный сектор, на который импортозамещение повлияло положительно, — это пищевая промышленность. С этим согласен, но лишь отчасти, главный экономист аналитического управления «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов.

Алексей Девятовглавный экономист аналитического управления «УРАЛСИБ Кэпитал»«Мы видим, что производство пищевой продукции растет год к году. На основании этого можно сделать вывод о том, что отчасти удалось заместить те выпавшие поставки. Но, с другой стороны, есть много нареканий к качеству этой продукции, в частности, тех же сыров, которые уже стали притчей во языцех. И здесь приходится признать, что что-то мы смогли заместить, но в целом это получилось хуже и дороже, чем было. Конечно, для того чтобы наладить сельскохозяйственное производство и производство пищевых продуктов, нужно время. Там действительно есть цикл в зависимости от сегмента, это может колебаться от одного до пяти и даже более лет. Естественно, если мы говорим не только о сельском хозяйстве и о других отраслях, то тоже нам нужно больше времени, чтобы построить новые заводы, обучить рабочих. Все это, конечно, требует времени, во многих случаях два-три года».

Для того чтобы импортозамещение заработала в большей степени, необходим значительный рост инвестиций, добавляет главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.

Ярослав Лисоволикглавный экономист Deutsche Bank в России«Это позволило бы улучшить состояние оборудования на предприятиях и помогло бы преодолеть те структурные ограничения, которые не позволяют в должной степени отечественным производителям заместить импортную продукцию».

Сейчас мы переживаем увлечение слабым рублем как средством для стимулирования экономического роста. Такого рода средство имеет негативные стороны, связанные с тем, что это приводит и к росту инфляции, и негативно бьет по потреблениям. Слабый рубль сокращает инвестиционные горизонты и в большей степени настраивает экономические субъекты на краткосрочные спекулятивные операции. Поэтому я думаю, что эта ставка на слабый рубль, скорее, принесла пока что нам больше негатива, чем позитивных моментов, с точки зрения или экономического роста, или каких-то других макроэкономических факторов».

В Moody's считают, что объем производства в России не сможет выйти на докризисный уровень к концу декабря. По прогнозам агентства, в этом году ВВП России сократится на 3%, а в следующем году будет нулевой рост.