Прием — находка для преступников: украл карту и отоварился на весь счет в любой торговой точке. Или не в любой? Что видит продавец, когда клиент вместо ввода пин-кода жмет красную кнопку? Мы спросили у администратора магазина «Жан-Марк Брюнель» Марины Гелашвили.

Марина Гелашвилиадминистратор магазина «Жан-Марк Брюнель»«Если покупатель нажимает на красную кнопку на пульте, где он вводит пин-код, то в терминале будет написано «отказ» либо «ввести повторно пин-код». Вообще, в принципе, красная кнопка — это отказ от операций полностью. И выходит слип, на котором будет написано: «Отказ не оплачивается». Слип — это для нас. Опять же их два будет — покупателю и нам. Это если на красную кнопку. А если покупатель ввел неправильный пин-код, и он хочет его откорректировать, он нажимает на желтую кнопку и делает коррекцию пин-кода. По крайней мере, у нас вот так по нашему терминалу».

Почему в одной торговой точке красная кнопка работает, а в другой нет. И можно ли говорить о проблеме с безопасностью терминалов, которые разрешают платеж при отказе вводить пин-код? Отвечает глава департамента по управлению рисками Visa в России Олег Скородумов.

Олег Скородумовглава департамента по управлению рисками Visa в России«Это совершенно нормальная практика. Не рассматривается как проблема и, более того, в ряде стран юго-восточной Азии вообще не используется пин для чиповых карт, а точнее он используется, но только в банкоматах, и с этой точки зрения применение или неприменение пина и в каких случаях в торговых предприятиях, в принципе, это прерогатива банка-эмитента и использование или неиспользование соответствующей настройки терминала — это прерогатива банка-эквайера».

Оплата карточкой проходит через два устройства: это сам пластик и терминал — у каждого есть настройки на ввод пин-кода: обязательно или нет. В первом случае: прием с красной кнопкой не пройдет. Во втором, сообщение об отказе терминал передаст в банк, который выпустил карту: и уже он решит, проводить платеж или нет. Продолжает Олег Скородумов.

Олег Скородумовглава департамента по управлению рисками Visa в России«Этот вопрос остается на откуп банкам-эмитентам, которые определяют и управляют рисками каждой конкретной транзакции. То есть, если они видят, что речь идет о транзакции на незначительную сумму, например, в магазине продуктовом, и риск этой транзакции достаточно низок, то они могут разрешить сделать транзакцию человеку, который, может быть, просто забыл свой пин, и при этом у него есть какая-то нужда. Но это не значит, что они будут авторизовывать транзакцию в ювелирном магазине, скажем, без ввода пина или, точнее, что еще хуже, с отказом от ввода пина».

В каких же случаях человек может расплатиться пластиком без пин-кода? Об этом мы спросили в банке, и выяснилось, что информация закрыта. Говорит начальник управления кредитных карт ВТБ24 Александр Бородкин.

Александр Бородкинначальник управления кредитных карт ВТБ24«У каждого банка есть свои риск-политики, согласно которым по определенным операциям он говорит «да», а по определенным операциям он говорит «нет». В политике безопасности каждого банка для каждого банка эта информация закрыта. Я могу вам сказать, по каким триггерам это срабатывает, это срабатывает по триггерам торговой точки, географии, транзакционная история клиента (то есть, где до этого он совершал операции) и сумма».

Владелец карты не может повлиять на настройки, которые отвечают за обязательный или необязательный ввод пин-кода. Этим занимается банк. Более того, владельцы торговых точек просят банки настраивать терминалы так, чтобы они не прерывали транзакцию при нажатии на красную кнопку. Объясняют заботой о покупателях, которые могут забыть свой пин-код. И снова к безопасности. Если украли карту и оплатили ей покупку, вернет ли банк деньги? Отвечает Александр Бородкин.

Александр Бородкинначальник управления кредитных карт ВТБ24«Здесь можете оспорить абсолютно любую операцию по вашей карте, в том числе и некоторые виды операций с вводом пина. Нет связи между тем, сумеет ли банк оспорить эту операцию, и с тем, сумеет ли клиент оспорить операцию. Политика выплат по претенциозным случаям строится от логики удержания наибольшего количества клиентов, потому что банки на клиентах, как любой коммерческий институт, зарабатывают деньги. Поэтому очень часто бывает ситуация, когда проще клиенту деньги вернуть, даже понимая, что мы никогда их не опротестуем».

Возврат денег на карту — дело не быстрое. От неприятных эмоций владелец пластика не застрахован. Можно ли уберечь деньги на карточке, если пин-код, как выяснилось, не всегда защищает от злоумышленников. К сожалению, пока удобных способов нет.