По версии следствия, Олег Сенцов и его соратник анархист Александр Кольченко создали в Крыму террористическое сообщество, подразделение запрещенного в России «Правого сектора». Цель организации — выход полуострова из состава Российской Федерации. По данным СК, обвиняемые подожгли в Симферополе офисы общественной организации «Русская община Крыма» и местного отделения «Единой России».

Дело строится на показаниях двух других членов предполагаемого сообщества — юриста Геннадия Афанасьева и историка Андрея Чирния. Они согласились сотрудничать со следствием и получили по семь лет лишения свободы в особом порядке. Но как уверяет защита, потом уже в суде они отказались от показаний. Поджоги, действительно, имели место. В первом случае обгорела кованная решетка, во втором окно и бытовая техника на кухне.

Главным является довод, что Чирний просил местного химика Пирогова сделать бомбу, чтобы взорвать памятник Ленину в Симферополе. Тот сообщил об этом в ФСБ. Устройство было изготовлено под контролем оперативников. Чирний пришел его забирать и был арестован. Но адвокаты уверяют, что обвинение не предоставляет вразумительных доказательств причастности ко всему этому Сенцова и Кольченко. Самое большее, что здесь можно предъявить, — это хулиганство. Это был перформанс — ребята хотели привлечь внимание — который точно не тянет на 23 года тюрьмы. И тем более непонятно, причем здесь «Правый сектор». Говорит журналист Максим Шевченко.

Максим Шевченкожурналист«Я не считаю, что Олег Сенцов является невинной овечкой. Он был активным деятелем Майдана и в контексте Украины вполне занимал сторону, которая призывала к расправе над Донбассом. Поэтому я рассматриваю Олега Сенцова в контексте гражданской войны как одну из сторон гражданской войны, которая просто совершила ошибку, поторопилась, так сказать. Но я за то, чтобы его освободили или, по крайней мере, обменяли на пленных, которые находятся в украинских застенках».

Сенцов является убежденным сторонником Майдана — проукраинским активистом. В суде он выступил с обличительной речью против принадлежности Крыма России и войны в Донбассе. Он дает понять, что готов страдать за идею. При этом он — режиссер с мировым именем. Картина «Гамер» получила несколько престижных премий. В поддержку коллеги выступили многие известные кинематографисты, включая Никиту Михалкова. А вот что сказал в интервью Business FM кинорежиссер Александр Сокуров.

Александр Сокуровкинорежиссер«Политики ввергли людей в абсолютно непрогнозируемый процесс. Это не вина этих людей, что они оказались в такой тяжелейшей политической ситуации, как это было в Крыму. Не вина этих людей молодых. Это должны договориться между собой президенты России и Украины. Взаимно освободить всех, кто сейчас находится в заключении. Извиниться перед ними и прекратить все это безобразие. Ведь тогда, когда это происходило, ничего никому не было понятно».

В день, когда прокурор представил обвинительное заключение, Владимир Путин, находясь в Крыму не исключил, что внешние силы готовят диверсантов для подрывной деятельности на полуострове. Президент не назвал конкретных фамилий. Насколько режиссер Сенцов подходит на роль диверсанта? Спецслужбы и прокуратура считают, что подходит. Может быть, суд решит по-другому. Защита уверяет, что не рассчитывала на такой серьезный приговор. Впереди процесс по Савченко — видно, что и там следует ждать жестких формулировок.