Под угрозой оказалось фундаментальное право ЕС — на свободу передвижения», — заявил министр иностранных дел Италии Джентилони. Ожидается, что в этом году в Германии будет подано около 800 тысяч ходатайств о предоставлении убежища — значительно больше, чем в других европейских странах. Однако проблема беженцев — общеевропейская. Именно это, очевидно, в очередной раз хотел подчеркнуть де Мезьер, делая свои заявления.

Война — вот главная причина наплыва беженцев. Сейчас речь идёт не о тех тысячах или десятках тысяч в основном экономических беженцев, которые, как правило, нелегально в последние годы стремились попасть в Европу. Сейчас люди бегут, спасая свои жизни. И счет идёт уже на миллионы.

Число беженцев из Ирака и Сирии в Турции, по некоторым оценкам, приближается к двум миллионам, а согласно заявлениям официальной Анкары, к концу года может составить 2,5 миллиона. В некоторых южных турецких городах число беженцев уже превысило число жителей.

Из Турции мигранты всеми правдами и неправдами стремятся в Европу. А внутри Европы на север — там безопаснее, лучше экономическая ситуация, больше социальной помощи, больше работы. Однако согласно правилам Дублинской конвенции, с просьбой об убежище должна разбираться та страна, через которую лицо на территорию ЕС въехало. Правило вполне понятное. Но оно перестает работать, когда счет беженцев идёт на сотни тысяч.

Кстати, не стоит думать, что Россию совсем не касается эта проблема. Просто географически она несколько в стороне. И въехать без документов в нее значительно сложнее. Поэтому и масштабы проблемы иные. Тем не менее, она существует, говорит председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

Светлана Ганнушкинапредседатель Комитета «Гражданское содействие»«Наша организация очень хорошо замечает присутствие сирийских беженцев. Почему их особенно не замечает население? Трудно ответить на этот вопрос, потому что их становится все больше и больше. Если ориентировочно называть цифры, то их может быть около 10 тысяч. Для России совсем немного. Почти каждый день из регионов мы получаем информацию о том, что очередной сириец задержан, и его приговорили к выдворению, возвращению в страну, где идет война, что, конечно, совершенно недопустимо и нарушает наше международное обязательство».

Действительно, согласно правилам ООН, которые должна выполнять и Россия, и за выполнением которых следит Верховный комиссариат по делам беженцев, высылать беженцев запрещено не только в страну, где ведутся боевые действия, но и даже в пограничную с ней. То есть, сирийцы, прибывшие, например, в Грецию через Турцию, не могут быть отправлены обратно, пока в Сирии идёт война и проявляет активность Исламское государство. Поэтому постепенно эта проблема – хоть и в несравненно меньшей степени – начинает проявляться и в Закавказье. Говорит президент Международного геополитического центра Грузии Шалва Нателашвили.

Шалва Нателашвилипрезидент Международного геополитического центра Грузии«Определенная часть, скорее всего, направится в Закавказье, страны постсоветского региона. Эти процессы и в Грузии более-менее заметны, но ощущение наплыва этого потока здесь пока не замечается. Естественно, больший наплыв будет в направлении Европы. Потому что Европа — это единственное досягаемое для них пространство, где вопросы убежища, социального обеспечения решены на высшем уровне».

Немецкий министр внутренних дел, выступая по BBC, призвал европейские страны к большей скоординированности действий. В частности призвал Британию принимать больше мигрантов.

Томас де Мезьерминистр внутренних дел Германии«Я не критикую своих коллег и соседей в интервью. Разумеется, у Британии особая роль, ведь она не входит в Шенгенское соглашение. Однако все страны Евросоюза должны уделять больше внимания выполнению собственных обязательств. Мы поддерживаем Шенген. Особенно в Германии, в центре Европы. Но если никто не соблюдает закон, Шенген в опасности».

При этом надо понимать, что обладателям шенгенской визы ничто не грозит. Правила шенгенского соглашения позволяют временно — из соображений безопасности — восстанавливать контроль документов на внутриевропейских границах. Что неоднократно за последние годы делалось. Простым путешественникам, у которых, например, есть шенгенская виза, только лишний раз придется её показать. Заявления же европейских политиков скорее не о шенгенских принципах, а о более фундаментальных вещах. Говорит заведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН Сергей Уткин.

Сергей Уткинзаведующий сектором политических проблем европейской интеграции ИМЭМО РАН«Это сигнал другим странам ЕС, партнерам Германии, который должен напомнить им, что договоренности, которые в рамках ЕС достигались и которые приносят пользу всем странам, в частности договоренность о свободном передвижении людей, предполагают не только общие преимущества, но и общие обязанности по взаимодействию в сфере охраны общих границ, вопросов миграции. Для того чтобы эти соглашения работали и дальше, нужно взаимодействие такого рода укреплять».

Непосредственно в эту субботу турецкие службу безопасности сообщили о задержании 435 сирийских беженцев, которые при помощи трёх контрабандистов на утлом судёнышке пытались через Эгейское море уплыть в Грецию. Если учитывать, что такое происходит практически каждый день и что задерживают далеко не всех, то понятно, что число прибывших на Балканы за последние годы идет на сотни тысяч. Только за последнюю неделю в Грецию прибыло больше 20 тысяч человек. Неправительственные организации называют для этой страны цифру в полмиллиона беженцев, из которых лишь несколько процентов попадают в официальную статистику.

Утром в субботу у пункте сбора беженцев на границе Греции и Македонии мигранты прорвали полицейский кордон. В ответ силы порядка применили светошумовые гранаты. Однако значительная часть беженцев, всё же, прорвалась вглубь страны. Далее путь подобных беженцев лежит в Сербию, Венгрию и Германию. В середине октября в Париже запланирована встреча министров внутренних и иностранных дел стран ЕС, целиком посвященная кризису с нелегальными мигрантами.