Западные издания комментируют обвал на мировых биржах и резкое падение нефтяных цен, не особенно соревнуясь в оригинальности заголовков: «черный понедельник», «крах», «обвал» или «потрясение».

Среди других заголовков — «Самый большой кошмар Америки: сближение России и Китая». На эту тему размышляет автор американского издания The National Interest.

В 1971 году Никсон и Киссинджер совершили блестящий шахматный ход, пойдя навстречу Пекину, что внесло раскол между двумя коммунистическими режимами.

Сегодня отношения между Москвой и Пекином стали самыми тесными за последние полвека, что дает им возможность переделать мировой порядок по своему усмотрению. Американские санкции заставили Россию повернуться к Востоку, в частности, к Китаю, по отношению к которому Москва согласна выступать в качестве младшего партнера. Долгосрочные энергетические проекты Россия связывает с Азией, а соглашение на полтриллиона долларов с Китаем усилит российскую экономику.

Кроме сотрудничества в Евразии, Москва и Пекин имеют множество других общих интересов: противодействие господству США, американским ценностям демократии, а также общее стремление к многополярному мировому порядку. Обе страны проводят националистическую политику и стремятся установить авторитарную капиталистическую модель.

Все это вызывает серьезные вопросы о будущем мирового порядка. В худшем случае может появиться новая двухполярная система, на одной из оконечностей которой будут Китай, Россия и горстка авторитарных режимов Центральной Азии, а на другой — США, Евросоюз вместе с союзниками и партнерами в Азии. Такой расклад вряд ли будет способствовать миру и процветанию. Ведь многие страны, прежде известные как неприсоединившиеся, включая Индию и Бразилию, окажутся меж двух огней.

Продвижение мира к новой и неудобной двухполярности будет в значительной мере зависеть от роли, которую возьмут на себя США. Америке необходимо больше гибкости и прагматичного реализма, отказавшись от однополярных тенденций и действуя в роли первого среди равных. Нахождение нового равновесия с Россией может потребовать от США неудобных компромиссов. Можно было бы пожелать возврата в 1971 год, но американские ученые еще не соорудили машину времени. Как бы то ни было, новая большая игра уже стартовала и США в ней серьезно уступают, подытоживает эксперт National Interest.