14 сентября в Брюсселе собирается экстренный саммит, посвященный только проблеме беженцев. Уже сейчас понятно, что он будет непростым.

Каждый день приносит все новые и новые сообщения. И не только о десятках и сотнях тысяч человек, рвущихся с Ближнего Востока, Африки и Афганистана в Европу. Но и о политических заявлениях. Порою диаметрально противоположных. Министр внутренних дел Австрии Йоханна Микль-Ляйтнер предложила урезать финансирование из средств Евросоюза тем странам, которые выступают против квот на прием беженцев внутри ЕС. При этом президент Австрии Хайнц Фишер говорит о том, что его страна ожидает в этом году порядка 80 тысяч прошений об убежище. Пропорция такая же, как и в Германии, где населения в 10 раз больше и где ожидают 800 тысяч. Бельгия со своей стороны в срочном порядке увеличивает размеры лагерей для беженцев — с 16 до 28 тысяч мест. Но, исходя из таких пропорций, принять она должна порядка ста тысяч. А если экстраполировать цифры на весь Евросоюз, то это порядка пяти миллионов человек. Комментирует заведующий отделом страновых исследований института Европы РАН Владислав Белов.

Владислав Беловзаведующий отделом страновых исследований института Европы РАН«Нелегалы всегда пересекали границу Евросоюза, но в сравнении с тем, что происходит сейчас, это было каким-то небольшим потоком. Но сейчас это водопад, катастрофа. Я согласен с европейскими политиками, которые сравнивают это с потоками беженцев после окончания Второй мировой войны, сейчас счет идет на миллионы. Каких-либо рецептов нет, потому что нет ответственности среди стран Евросоюза».

«Если мы ничего не сделаем с Сирией, беженцы продолжат прибывать», — пишет в понедельник в The Telegraph мэр Лондона Борис Джонсон. Он критикует заявление главы британского МВД Терезы Мэй, которая заявила в воскресенье, что миграционная система ЕС не работает, и потребовала ограничить свободное перемещение по территории Европы. Борис Джонсон считает, что надо в первую очередь решать проблему ИГИЛ. Но не дает рецепта, как это сделать. Кризис налицо. И кризис очень серьезный, возможно, куда серьезнее, чем финансовый кризис, связанный с Грецией, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Владимир Брутерэксперт Международного института гуманитарно-политических исследований«Резкий раскол по вопросу беженцев говорит о том, что ЕС оказался не готов к такому вызову, который в значительной степени сам спровоцировал. Необходима гораздо более серьезная реакция, чем ограничение финансирования стран, которые не хотят принимать беженцев. Это уже не поможет. Когда ты встречаешься с политическим кризисом, из которого не можешь выйти, это означает, что провозглашенные ценности не работают, а если ценности не работают, то идея объединения не работает».

Люди бегут десятками и сотнями тысяч от войны и связанных с ней угроз. Причем бегут, рискуя своей жизнью. Но как отличить настоящих беженцев от нелегальных экономических мигрантов, которых, по некоторым оценкам, среди них около 30%? Министр внутренних дел Франции Бернар Казнев предложил на прошлой неделе создать на границах ЕС «сортировочные центры» для мигрантов, целью которых было бы, во-первых, провести различия между этими двумя типами беженцев, а, во-вторых, завести на всех досье. А один такой центр (если называть вещи своими именами, речь идет вообще-то о фильтрационном лагере) министр даже предложил открыть за пределами ЕС — в Нигере. Подразумевается, что экономические беженцы будут депортироваться, а настоящим — военным — в соответствии со всеми правилами ООН позволят въезд в ЕС. Предложение было с восторгом принято правыми.

Брюно Ле Мэрполитический советник оппозиционной республиканской партии и госсекретарь Франции по европейским делам«Я вижу предложение Бернара Казнева о создании центра в Нигере, который мог бы принять всех, кто хочет уехать в Европу, чтобы найти для них иное решение. Я за это предложение! Для тех, кто едет в Европу по экономическим причинам, нет места на европейской территории. И они должны быть отправлены обратно».

Некоторые немецкие специалисты по миграции уже говорят, что цифра в 800 тысяч занижена. Ожидать в 2015 году надо миллион. На этом фоне со стороны ультраправых звучат призывы не пускать мигрантов, и даже происходят нападения на лагеря беженцев. В ответ на действия ультраправых в немецких городах в эти выходные прошли многочисленные манифестации под лозунгом Welcome refugees («Беженцы, добро пожаловать»). Особо можно выделить подобные акции на стадионах Бундеслиги. В частности, болельщики мюнхенской «Баварии» и гамбургского «Вольфсбурга» провели манифестации солидарности с беженцами с Ближнего Востока. А дортмундская «Боруссия» пригласила 200 беженцев на свой матч в рамках Лиги Европы с норвежским Odds Ballklubb.