Совет директоров «Аэрофлота», как ожидается, рассмотрит в четверг вопрос о покупке «Трансаэро». Официальной информации о стоимости сделки пока нет, хотя раньше СМИ сообщали, что 75% процентов крупнейшей частной российской авиакомпании будут проданы за 1 рубль. Якобы уже есть рекомендации членам совета директоров «Аэрофлота» одобрить сделку. Что это означает для пассажиров?

Предполагается, что процесс слияния двух крупнейших авиакомпаний России займет около года. Как это будет происходить, пока не очень понятно. Вопросов много: сохранится ли бренд «Трансаэро», последуют ли сокращения персонала, изменятся ли условия труда пилотов?

Стороны это пока не комментируют. У самих летчиков, похоже, информации тоже нет. Вот что сказал Business FM вице-президент профсоюза летного состава России Олег Приходько:

Олег Приходьковице-президент профсоюза летного состава России«Пока информации нет. Из тех заявлений «Аэрофлота» я так понял, что они не собираются сокращать людей и так далее. На безопасности это не скажется в любом случае. У «Трансаэро» очень мощный летно-методический отдел и инженерно-технический состав. Подготовка и у «Трансаэро» на самом высоком уровне у инженеров, пилотов, за самолетами смотрят хорошо. Это все останется, никуда не денется, меняется только собственник. Аэрофлот сейчас требования добавит по безопасности, они у нас самые строгие в стране. Только улучшиться может».

Еще один вопрос: что новый собственник будет делать с лайнерами «Трансаэро»? У второго по пассажирообороту перевозчика страны довольно много «пожилых» самолетов, в частности, Boeing 737, некоторые эксплуатируются более четверти века. На пассажирских линиях предельный срок службы таких самолетов — от 30-ти до 35-ти лет. То есть, скоро их придется списывать. С другой стороны, «Трансаэро» накупила довольно много широкофюзеляжных Boeing 474. Последний заказ на четыре новых лайнера такого типа был оформлен в ноябре 2011 года. По словам экспертов, это одна из причин резкого ухудшения финансового состояния «Трансаэро», поскольку расплачиваться за эти самолеты приходится валютой, а доходы компании номинированы в рублях.

Самолеты «Трансаэро» «Аэрофлоту» вообще не нужны, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Борис Рыбакгендиректор консалтинговой компании Infomost«Бизнес-модель «Трансаэро», включая структуру парка, это генератор убытков. Там огромные самолеты, нет маршрутов, на которые их можно было бы экономически оправданно поставить. Что с ними делать? Возвращать лизингодателям, утилизировать те, которые выработали свой ресурс. Там какие-то машины можно, наверное, вписать в «Аэрофлот», но у «Аэрофлота» сейчас избыточные мощности. Куда им еще? Он всех пассажиров «Трансаэро» аккуратно может перевезти. Поэтому ему ставить эти огромные 747-е самолеты на какие-то маршруты — и что, пустыми их возить? У «Аэрофлота» такой потребности нет».

«Трансаэро» выполняет много рейсов на международных направлениях. Аналитики ожидают роста цен на билеты после завершения слияния двух крупнейших авиакомпаний России.

Янис ДзенисPR-директор Aviasales«По некоторым направлениям цены ниже, чем предложения, имеющиеся у «Аэрофлота». Уже есть прецеденты, когда уход того или иного игрока некоторым образом изменял расклад в рынке, и мы полагаем, что и сейчас это может произойти. В частности, такие направления, как Барселона, Ереван и Нью-Йорк могут первыми попасть под действие нового владельца. Билеты по этим маршрутам могут вырасти. Пока радикально ничего не изменилось, и «Трансаэро» еще не стало частью «Аэрофлота», но это в любом случае будет происходить в самое ближайшее время».

Возможно, серьезного подорожания билетов и не будет: Федеральной антимонопольной службе поручено мониторить ситуацию на рынке авиаперевозок. Правда, в Российском союзе туриндустрии не исключают, что поглощение «Трансаэро» может привести к серьезным изменениям на рынке чартеров, который определяет развитие массового выездного туризма.