Что наша жизнь? Игра! Культовой телеигре «Что? Где? Когда?» исполнилось 40 лет. Атрибуты передачи сейчас знает вся страна: хрустальная сова, музыкальная пауза, черный ящик и знаменитый волчок, звук которого засел у всех в головах.

«Мозговой штурм» в Нескучном саду стал не только российским явлением, но и успешной франшизой: аналоги «Что? Где? Когда?» есть во всем СНГ, а также в Италии и Израиле.

Интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?» была создана в 1975 году режиссером Владимиром Ворошиловым и редактором Наталией Стеценко.

В игре принимают участие две команды знатоков и телезрителей. Игровой стол разделен на 13 секторов. В 12 из них находятся письма с вопросами, присланными на игру телезрителями. Первые вопросы были придуманы самим Ворошиловым и редакторской группой программы, поскольку «команды телезрителей» тогда еще не существовало. Если знатоки ответили правильно, они выигрывают раунд и зарабатывают очко. В случае неправильного ответа знатоков очко присуждается телезрителям, а автор вопроса получает денежный приз. Программа «Что? Где? Когда?» и ее создатели несколько раз награждалась телевизионной премией «ТЭФИ».

Игра за эти годы приобрела поистине глобальный масштаб, так как расширились границы знаний, как знатоков, так и телезрителей, говорит полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, бывший знаток Михаил Барщевский.

Михаил Барщевскийполномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях«Игра изменилась. За 40 лет объем знаний цивилизации увеличился вдвое, соответственно, вопросы стали более широкие. Второе — 40 лет назад наш российский зритель не мог задать вопрос, прислав фотографию из какого-нибудь мексиканского города, потому что он не бывал в Мексике. Сегодня за счет Интернета колоссальное количество россиян задают вопросы про какие-то события, архитектуру, исторические памятники, природные явления по всему миру. География вопроса очень увеличилась, но и доступ к знаниям за счет Интернета, как для знатоков, так и для телезрителей значительно увеличился».

Перемен за эти годы не так уж много. Жалко только что публика часто думает, что игра идет на деньги, а это неправда, говорит магистр игры, директор санкт-петербургского филиала Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» Александр Друзь.

Александр Друзьдиректор санкт-петербургского филиала Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»«Раньше вопросы были более простые, понятные по тексту. Круг вопросов постоянно сужается, за 40 лет появилось множество вопросов, они стали более изощренные. Передача 40 лет существует, потому что меняется антураж, но не меняется суть. Деньги уже 15 лет в клубе не разыгрываются для знатоков, а народ все еще вспоминает, когда знатоки играли на собственные деньги, и все еще называют клуб интеллектуальным казино, которым оно не является уже 15 лет».

«Что? Где? Когда?» задала стиль для многих российских телевизионных игр, в том числе, и купленных по иностранной лицензии, считает публицист и телеведущий Анатолий Вассерман.

Анатолий Вассерманпублицист и телеведущий«За четыре десятилетия существования этой передачи отшлифовался стиль вопросов на размышление и понимание. Интеллектуальные игры тем и отличаются от классических викторин, что вопросы не требуют точного знания каких-то экзотических фактов. И вот этот стиль вопросов по наследству перешел и в передачу «Брейн-ринг», «Своя игра». «Своя игра» тем и отличается от американской Jeopardy!, на базе которой построена, что в Jeopardy! вопросы на знания, а в «Своей игре» на размышление».

Наряду с КВН «Что? Где? Когда?» — оригинальная российская телеигра. Локализованные ее версии существуют на телевидении ряда стран, бывших советских республик, а также в Италии и Израиле. В США игра выходила в 2011 году на телеканале АВС в течение одного сезона, но потом была закрыта.