Советник президента Сергей Глазьев подготовил доклад о мерах по преодолению эффекта от западных санкций. Среди них — временная заморозка цен на потребительские товары ежедневного спроса и установление «предельной маржи» в 25% между ценой производителя и розничной ценой.

Для стабилизации курса рубля экономический советник президента предлагает запретить юрлицам покупать валюты «без оснований совершения платежных операций». На конвертационные операции и трансграничные платежи юридических лиц надо ввести «временный налог (резервирование средств)» и, конечно же, обязать компании продавать валютную выручку.

Что касается непосредственно санкций, то российским компаниям, по мнению Глазьева, надо разрешить не платить по кредитам тем странам, которые эти санкции ввели. Кроме того, советник главы государства рекомендует конвертировать средства Резервного фонда и ФНБ в золото и обязательства стран БРИКС и совместно с этими странами, наконец, создать систему международных банковских расчетов, которая замещала бы SWIFT.

«Глазьев и его союзники в Академии наук выполняют функцию, как говорится, щуки, которая нужна, чтобы карась не дремал».

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов сомневается в том, что идеи Глазьева воплотятся в жизнь. Однако, по его словам, у них есть своя польза.

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«В российской экономике — два основных лагеря. Первый лагерь очень активно представлен в финансовом макроэкономическом блоке правительства и ЦБ, второй лагерь представлен в основном как раз критиками правительства, которые сосредоточены вроде бы во власти, но скорее при власти. Как, например, Сергей Глазьев, который — вроде бы при президенте, но при этом понятно, что скорее он выступает критиком действующего экономического курса, и сами люди, которые реализуют этот экономический курс, стараются его на пушечный выстрел к себе не подпускать. В этом плане, очевидно, что в российской системе власти механизм простой: есть Путин, который выполняет роль арбитра, к нему допущено ограниченное число лиц, которые предлагают ему свои рецепты. Все-таки Глазьев — не просто яркий публицист, он имеет официальный пост, этот пост дает ему возможность что-то предлагать и приносить органам власти. Большой вопрос: готов ли Путин реализовывать эти постулаты? Потому что зачастую, Глазьев и его союзники в Академии наук выполняют функцию, как говорится, щуки, которая нужна, чтобы карась не дремал. Но при этом, мне кажется, что Путин традиционно использовал их для троллинга финансового макроэкономического блока, чтобы он не расслаблялся, все время показывая, что есть прямо противоположная концепция, есть очень уважаемые академики, которые считают вас чуть ли не агентами Запада».

Профессор Высшей Школы экономики Иван Родионов уверен, что доклад Глазьева власти не возьмут на вооружение.

Иван Родионовпрофессор Высшей Школы экономики«Запрет на покупку валюты юрлицами — губительный в том плане, что крупные госкомпании все равно будут вынуждены ее покупать. То есть в ручном управлении они будут получать разрешения. Если речь идет о личном управлении, мы помним 90-е годы, это значит, что будет усиленная спекуляция валютой с их стороны, потому что они будут перепродавать ее по более высокому курсу другим участникам. Это опять неизбежная ситуация. А одновременно это полностью подорвет средний и малый бизнес, который государство не опекает».

По сведениям газеты «Коммерсант», доклад Глазьева будет представлен 15 сентября на заседании межведомственной комиссии Совета безопасности России.