Именно от Болгарии и Греции, двух стран НАТО, США потребовали закрыть небо для пролета российских самолетов в Сирию. Ситуация может трактоваться как угроза нового кризиса в отношениях России и Запада.

Обстановка накалялась в течение примерно двух недель. Сначала на уровне СМИ — о российских военных в Сирии, затем уже по официальным каналам. Ну, и, наконец, были сделаны конкретные выводы. США предложили Болгарии и Греции не пускать российские транспортные самолеты. София, не раздумывая, согласилась, объяснив свое решение тем, что под видом гуманитарной помощи в Сирию может попасть продукция двойного назначения. То есть, оружие.

Афины ответили, что рассматривают запрос США, однако в связи с болгарским решением вопрос отпадает сам собой. В Москве заявили, что готовы создать для своих миссий другие коридоры — в частности, через Иран, Турцию и среднеазиатские государства.

Здесь, кстати, есть вопросы. Иран понятно, но что касается Турции — это один из главных союзников Америки, который крайне негативно относится к Башару Асаду. Что касается Вашингтона, то он опасается, что усиленная Россией армия Асада добьет не ИГИЛ, а так называемую умеренную сирийскую оппозицию, которая, как считают на Западе, воюет и с диктаторским режимом в Дамаске, и с террористами «Исламского государства». Именно умеренная оппозиция должна, по идее, прийти на смену Асаду . В Москве на это отвечают, что в итоге победит ИГИЛ, и что разницы между противниками Асада особой нет. По крайней мере, страна не сможет сходу перейти к демократии. Равно как это не произошло в Ираке, Ливии, Афганистане. Продолжает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

Владимир Исаевпрофессор Института стран Азии и Африки МГУ«Американцы — достаточно наивные люди. Вот сколько мне ни приходилось встречаться даже с достаточно серьезными экспертами, они почему-то считают, что если человек находится, не важно, в Сирии это будет, в России или в Ираке, или во Франции, если человек находится у власти больше 10 лет, значит, он диктатор. Вот это их убеждение. И надо сместить. Соединенные Штаты почему-то видят первопричину сирийского кризиса именно в личности президента Башара Асада».

Тема российского военного присутствия в Сирии сейчас чуть ли не самая популярная в западных СМИ. Иностранные эксперты считают что ожидать, конечно, можно всего, но непосредственное вступление в войну для Москвы равносильно политическому самоубийству. Тем не менее, озвучивается точка зрения, что в своем выступлении на Генассамблее ООН Путин представит новый план по Сирии. Суть его неизвестна, но главное, что Западу будет предложено отказаться от планов свержения Асада. Тем более что это особенно и не получится. Комментирует израильский политолог Александр Этерман.

Александр Этерманизраильский политолог«Они думают, что они способны воспрепятствовать ИГИЛ, и им совершенно не нужна Россия для этого. Я могу себе даже представить, что они предпочли бы ИГИЛ России там. Тем более что Россию трудно будет выгнать, если она там появится, а ИГИЛ можно. Я могу прекрасно понять, что американцы не хотят Россию. Собственно, это нехитро, но, в общем, грубо, конечно. Это американская позиция, которая, в общем, не соответствует духу нынешних международных отношений, это нехорошо».

Можно предположить, что происходящее сейчас — это аргументы для предстоящих переговоров в Нью-Йорке. Хотя есть очень большие сомнения, что таковые могут состояться. Ну, или Россия должна предложить Западу совсем невероятно выгодные для него предложения. Пока что верится в это с трудом. Сценарий «Давайте мы вам поможем победить ИГИЛ, а вы нам — Донбасс» или размен Асада на Украину — все это не более чем красивые штампы для СМИ.