Основные события в российской нефтяной отрасли за последние 7 дней в первую очередь связаны с минувшим экономическим форумом во Владивостоке, который, кстати, закончился накануне Дня работника нефтяной, газовой и топливной промышленности. Главная российская нефтяная компания и основной ньюсмейкер в отечественном ТЭК – «Роснефть» - заключила в столице Приморья несколько важных соглашений. Компания подписала с индийской ONGC договор о продаже 15% в АО «Ванкорнефть», кроме того, подписан меморандум с «Китайской национальной химической корпорацией» (ChemChina).

Эксперты называют заключенные соглашения хорошим сигналом в условиях дефицита внешнего финансирования и технологических сложностей, возникших после введения западных санкций против нефтегазового сектора российской экономики.

Александр Пасечникруководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности«Привлечение азиатских партнеров в российский ТЭК идет активно, в ресурсную базу заходят и китайские и индийские компании. Опираться на помощь азиатских партнеров было бы разумно. Это позволит форсировать сроки запуска новых проектов и здесь, что называется, важно не упустить момент. Если все это дело затягивать, то нет никаких гарантий, что конъюнктура не может поменяться. Допустим, атомная составляющая может начать существенно расти или будут какие-то альтернативные прорывы в энергетике, на которые все больше делается ставка».

ONGC получит 2 места в совете директоров «Ванкорнефти», отмечается, что «Роснефть» сохранит полный контроль над инфраструктурой Ванкорского блока. Аналитики обращают внимание, что индийская компания допущена в один из самых перспективных нефтяных проектов России – месторождение в Красноярском крае. Наша страна, по словам экспертов, ранее не выходила на подобный уровень международной кооперации.

Наблюдатели констатируют, что «Роснефть» за счет продажи миноритарных пакетов получает необходимую ликвидность. Но при этом госкорпорация сильно не поступается собственными возможностями по контролю за операционным управлением своими активами.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании Универ – Капитал«Со своей стороны «Роснефть» получает доступ к активам на территории Индии или, главным образом, Китая, где «Роснефть» теперь может сильно увеличить свое присутствие - за рубежом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который она считает для себя на перспективу ключевым. И при этом, для ее партнеров это комфортные условия, потому что они получили пропорциональный доступ к активам в России, к российской ресурсной базе».

Что касается ChemChina, то она получит пакет в Восточной нефтехимической компании, входящей в «Роснефть». Размер доли и цена – будут определены позже, но в любом случае российская компания сохранит за собой контроль в этом активе – это уже официальное сообщение «Роснефти». Пока партнеры подписали меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества по этому проекту. Напомним, ВНХК – это строительство крупного нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке, объем инвестиций недавно был оценен в 660 млрд руб. Планируется, что часть финансирования возьмут на себя китайские партнеры.

«Роснефть» помимо заключения знаковых для себя соглашений отметилась еще несколькими важными заявлениями. В первую очередь они касаются цен на нефть и общего состояния мировой базы сырья.

Волатильность на нефтяном рынке обычно нивелирует качество прогнозов – и по поводу цен и по поводу добычи. Часто низкую стоимость объясняют ростом предложения углеводородов. Но вот на что обратил внимание на форуме FT Commodities в Сингапуре глава «Роснефти» Игорь Сечин: прирост мировых запасов ресурсов постепенно снижается.

Игорь Сечинпрезидент ОАО «НК «Роснефть»«Состояние ресурсной базы углеводородов постоянно ухудшается. Прирост мировых запасов «традиционной» нефти и газа в 2014 году стал самым низким за последние 20 лет, причем негативная тенденция снижения приростов продолжается уже 4 года. Более 30% новых ресурсов относится к трудноизвлекаемым. Возможностями значимого наращивания добычи нефти и газа в настоящее время обладает весьма ограниченный набор стран. Если в ближайшей и среднесрочной перспективе это, в основном страны Персидского залива, некоторые страны Африки и, возможно, США, то, в долгосрочной перспективе основные надежды по обеспечению мирового спроса в углеводородах связаны с Россией, Венесуэлой, Ираном».

По словам главы нефтяного гиганта, с высокой вероятностью можно ожидать, что на протяжении текущего инвестиционного цикла цены на нефть могут вернуться к уровням, обеспечивающим приемлемый для инвесторов возврат вложений. Сечин заявил, что пока низкие цены не привели к серьезному снижению добычи. Однако транснациональные корпорации все больше сокращают инвестиции. Например, в прошлом году нефтяные холдинги порезали программы на $140 млрд, а в этом году вложения могут снизиться в полтора раза больше.

Что же касается России, то она в обозримом будущем может нарастить добычу нефти до 700 миллионов тонн в год, считает руководитель «Роснефти». Вероятно, не последнюю роль здесь как раз сыграют азиатские рынки. В частности, в компании прогнозируют, что рост потребления нефти в Китае составит в среднем 2% в год. Часть экспертов согласны, что в скором времени энергоносители действительно могут подорожать.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«По моим оценкам и прогнозам, где-то хотелось бы увидеть 65 долларов за баррель хотя бы в первом полугодии 2016 года. Но даже при низкой ценовой конъюнктуре на мировом рынке нефти компании будут добывать больше и сбывать, пусть за меньшие деньги, но хоть как-то получать прибыль. Собственно, компании уже это делают в последнее время. Но в следующем году все-таки ожидается спад предложения из-за того, что многие нерентабельные проекты уйдут с рынка, и, возможно, цены все-таки более или менее подрастут».

По словам аналитиков, очень важен посыл, озвученный в госкомпании: Россия по-прежнему открыта для кооперации в нефтяной отрасли с международными партнерами. Те же контракты с Индией и КНР – показывают, что страна расширяет интегральное сотрудничество, готова участвовать на всех этапах производства.

Что же касается цен на нефть, то можно до хрипоты спорить – что с ними будет дальше, как на рынок повлияет эскалация в Сирии, отразится ли снижение инвестиций в отрасль на повышение стоимости сырья, будет ли увеличивать потребление Китай – главная надежда мировых производителей нефти. Истина все равно родится только со временем, резюмируют эксперты.