Москва ответила на предупреждение Вашингтона, о том, что Россия может оказаться в международной изоляции, если продолжит оказывать поддержку Асаду и не будет участвовать в коалиции.

Владимир Путин, выступая сегодня на саммите ОДКБ, заявил, что Россия поддерживает правительство Сирии и будет оказывать ему необходимую помощь.

«Что касается изоляции России, то, к сожалению, такую риторику мы видим и слышим в последний год. Цена этих слов достаточно относительна», — заявил ранее пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Он также отметил, что пока нет никаких договоренностей относительно диалога с США по Сирии, однако такая возможность не исключена.

Ранее пресс-секретарь Барака Обамы Джош Эрнест предупредил, что Россия может оказаться в международной изоляции, если продолжит оказывать поддержку сирийскому лидеру Башару Асаду и не будет участвовать в коалиции. «При всех их разногласиях президент США чувствует, что сейчас они с Путиным находятся на той стадии отношений, которая позволяет им быть откровенными друг с другом», — добавил он.

Прямое общение президентов, скорее всего, состоится в Нью-Йорке, но каких-то прорывов ждать не стоит, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности«США избежать прямого общения с Путиным очень сложно. Многие международные вопросы без участия России не решаются. И если недавние поставки оружия в Сирию были мотивированы тем, что Путин хотел напомнить США об этом, то это удалось. Хотя, я думаю, мотивация была посложнее. Но при этом думать, что если мы вынудим Обаму поговорить с Путиным, и от этого политика США поменяется, тоже весьма наивный и упрощенный взгляд. Я лично думаю, что встреча Путина и Обамы, конечно, состоится. Было бы странно, если бы она не произошла, все-таки Путин прилетает в Нью-Йорк, и для Обамы было бы глупо сделать вид, что Путина нет в Нью-Йорке. У них будет личная очная встреча, может быть, даже один на один. Позиция Путина давно известна, в нее встреча с Обамой абсолютно вписывается. Позиция примерно следующая: «ребята, хотите компромисса — мы за, потому что нам все это надоело, но если хотите нас давить, мы будем отвечать по полной, так что не обессудьте». Но при этом надо тоже осознавать, что выбор США, я боюсь, уже не изменится».

Возможен ли откровенный разговор Путина с Обамой, рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Федор Лукьяновпредседатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»«Встречаться имеет смысл, только если они обсуждают какой-то конкретный вопрос. Никто никому не доверяет и доверять не будет, уровень недоверия гигантский, гораздо больше, чем было в «холодную войну», просто по той причине, что там были жесткие правила, а сейчас никто не понимает, где эти правила. Но это не исключает возможность очень откровенного разговора по конкретной теме. Я думаю, что если он будет, то, конечно, на Генассамблее, глупо не использовать такую возможность, тем более что времени у него совсем мало осталось. Но это может и не состояться, потому что мало ли что за эти полторы недели может произойти. В Америке расколотое восприятие, но мне кажется, что и там есть шанс на то, что они свою фиксированность на Асаде на некоторое время отложат в сторону ради того, чтобы нанести серьезный урон «Исламскому государству». Закулисные переговоры об отстранении Асада от власти, наверное, не ведутся. То, что ведутся некие консультации, на которых обсуждаются разные варианты будущего устройства либо Сирии, либо того, что от нее останется — без сомнения. Это нормальный процесс — то, что прежней Сирии больше нет, и прежней власти больше нет, Асад тоже сейчас опирается не вполне на те силы, которые раньше. Все меняется. Все сводить к дилемме сдача — несдача Асада, мне кажется, это сильно упрощать».

Согласно многим сообщениям СМИ, Россия расширяет военную помощь правительству Сирии. Турция сообщила о больших российских десантных кораблях, транспортирующих через Босфор какие-то замаскированные грузы. В понедельник, 14 сентября, агентство Reuters со ссылкой на источники в Вашингтоне сообщило, что в районе аэродрома Латакии находится российская артиллерия и семь танков Т-90. А ранее американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала спутниковые снимки, которые, якобы, доказывают усиление, предположительно силами России, сирийского аэропорта Латакия. При том, что само агентство в анализе отметило, что это не говорит о расширении присутствия российских военных. Некоторые издания это уже назвали «строительством авиабазы».

Появилась также информация, что вскоре там будут размещены самолеты МиГ-31 и Су-25. Между тем, как говорит председатель совета ПИР-Центра Евгений Бужинский, одна вышка, две заасфальтированные площадки и несколько времянок, то есть масштабам работ все эти сообщения явно не соответствуют.

Евгений Бужинскийпредседатель совета ПИР-Центра«Строительство авиабазы — сильно сказано. Может быть, речь идет об оборудовании какого-то аэродрома для приема наших самолетов с любыми видами помощи: гуманитарной, боеприпасы, легкое стрелковое оружие. То, что не скрывается. Все контакты исполняются. С учетом обстановки, которая сейчас складывается вокруг Дамаска, «Исламское Государство» уже чуть ли не в пригородах воюет, это просто такая превентивная мера на всякий случай, если, например, будет взят Дамасский аэропорт».

Сирийский посол в Москве поспешил заявить, что все сообщения о масштабном размещении российских войск в Сирии — ложь, а сама Сирия готова к проведению третьего тура женевских переговоров для скорейшего урегулирования конфликта. Именно этот вопрос сейчас ключевой.

Россия сейчас не готова на масштабную военную поддержку Асада, она не хочет серьезно вмешиваться в ситуацию, считает директор центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин.

Александр Шумилиндиректор центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады«Правительство Асада терпит поражение одно за другим. По последним сведениям, правительство контролирует менее 20% территории. Правительство всерьез задумалось о перспективах своего выживания, и одним из вариантов может стать возобновление политического процесса в стиле Женева-1, Женева-2. Сейчас разговоры идут о том, какую роль может сыграть в этом процессе как сам нынешний президент Асад, так и его команда».

Латакия — полумиллионный город на берегу Средиземного моря в полусотне километров от Тартуса, где заправляются российские корабли.

Башар аль-Асад — это не просто президент Сирии. Вокруг него строится целая система отношений. Однако со счетов не надо сбрасывать и то, что Турция считает уход Асада обязательным и при этом борется с курдами. Иран же поддерживает алавитов и Асада. При всем при этом нагнетание ситуации происходит накануне Генассамблеи ООН.

Неудивительно, что в этом хитросплетении разных интересов различных векторов масса. Видимо, поэтому США сначала препятствовали пролету российских самолетов в Сирию через воздушное пространство Болгарии и Греции, а потом Барак Обама заявил, что он недоволен этими шагами Госдепартамента.

В ответ на заявление Пентагона о том, что Россия строит в Сирии авиабазу, источник газеты «Ведомости», близкий к Минобороны, заявил, что российские специалисты направлены в Сирию для наращивания потока вооружений в эту страну, и речь идет о ремонте аэродрома, который нужен для доставки гуманитарной помощи и закупленных сирийской армией вооружений и боеприпасов. Военные же переброшены для охраны специалистов, а не для участия в боевых действиях.

Накануне агентство Bloomberg сообщило, ссылаясь на дипломатические источники в России, Саудовской Аравии и США, а также представителей сирийский оппозиции, что Москва как минимум с июня ведет переговоры с Вашингтоном об отстранении Башара Асада от власти, сохранив его временным главой государства.

Но в Кремле на это заявили, что Россия не занимается сменой режимов и не ведет тайных переговоров по Сирии.

В свою очередь, официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби рассказал, что во время встречи в Дохе глав МИД России, США и Саудовской Аравии, Москва, как он сказал, согласилась с уместностью политического перехода власти в Сирии, а также с тем, что в этом процессе должна участвовать оппозиция.

На вопрос журналистов, что «политический переход» не обязательно подразумевает немедленную отставку Асада, и зачем тогда Москва оказывает Асаду военную помощь, Кирби ответил: «Вы должны спросить Москву, какова их конечная цель, и каков может быть эффект, если режим Асада получает от Москвы военную поддержку».