Владимир Якунин отказался от поста сенатора. Экс-глава РЖД позвонил новоизбранному губернатору Калининградской области с просьбой не делегировать его в верхнюю палату парламента. По словам Якунина, он намерен сконцентрироваться на экспертно-научной деятельности. Примечательно, что в этот же день в газетах появились статьи о том, что сенатор Якунин вряд ли мог бы рассчитывать на серьезные привилегии, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рекомендовала РЖД вместо повышения тарифов снижать издержки. Все это может говорить о том, что уход Якунина был незапланированным.

Владимир Якунин намерен сосредоточиться на международной деятельности — он будет налаживать диалог между сообществами. В Совфеде заявили, что не припомнят случаев, чтобы сенатор еще до подтверждения полномочий отказывался от кресла. Различные эксперты указали на то, что экс-глава РЖД вполне может стать дипломатом на неком ответственном направлении, так как имеет ранг посла.

Ранее газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники сообщила о том, что в верхней палате Владимир Иванович мог бы рассчитывать исключительно на пост рядового сенатора со служебной машиной Ford Focus, и далее как-то совпало, что в этот же день. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что не поддерживает просьбу РЖД разрешить повысить тарифы на 10% и выделить 40 миллиардов рублей субсидий. Вместо этого глава ведомства рекомендовал железнодорожникам учиться экономить: «отказаться от дорогих особняков, футбольных команд, собственного телевидения». «Прекратите тратить деньги налево и направо. Почему народ должен отвечать за монополию, которая будет жить хорошо, а все будут жить плохо?» — заявил Артемьев.

Владимир Слатиновполитолог«Якунин ушел плохо, вот так говорят в народе. Ему была предложена почетная политическая пенсия, в представлениях Якунина — все-таки недостаточно статусная. Поскольку это человек с довольно четкой системой каких-то определенных собственных представлений о морали, нравственности, долге и собственном позиционировании, в общем, он решился на очередной демарш, теперь уже отказавшись от сенаторского кресла».

Причины отставки Владимира Якунина до сих пор остаются неясными. Самой популярной считается версия, согласно которой Владимир Иванович не согласился с новым порядком кризисного распределения средств. Это, мол, сигнал всем главам госкорпораций -— жить по средствам. Что касается нежелания идти в Совфед, здесь как бы все понятно — должность не по статусу. Здесь научная работа выглядит намного привлекательнее, говорит эксперт по транспорту Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс» в недавнем прошлом — критик якунинского РЖД.

Алексей Безбородовгенеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс»«Никогда, честно говоря, не комментировал никаких личных дел Владимира Ивановича, ни его фондов. Все, что касается имущества и так далее, мне это все не интересно. Я подозреваю, что он подустал, и вся эта суматоха, она мелкая и малоинтересная, я думаю, что только поэтому. Я бы на его месте примерно поступил бы примерно так же».

Обращает на себя внимание тот факт, что со времен несостоявшейся отставки 2013 года против Владимира Ивановича была развернута серьезная информационная кампания. Понятно, что Якунин не может быть рядовым сенатором с автомобилем Focus, и это при том, что после региональных выборов Совет Федерации обновился: он вполне мог стать вице-спикером — здесь не надо было бы срочно изобретать некие конструкции. Конечно, можно предположить, что Валентина Матвиенко не была в восторге от перспективы видеть у себя харизматичного руководителя со своим мнением. Но верится в это с трудом. Судя по фону, вокруг Якунина есть некий серьезный конфликт. Все эти публикации и заявления ФАС, конечно же, неслучайны. Так что все может быть намного сложнее, чем нежелание жить по средствам.

Президент России Владимир Путин в среду в Сочи встретится с новым главой РЖД Олегом Белозеровым, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.