Перекрытая граница между Венгрией и Сербией — результат недавно принятых законов, инициированных правительством Виктора Орбана. Они предусматривают и уголовную ответственность за пересечение границы. Накануне 367 мигрантам удалось проникнуть на венгерскую территорию. Все они были арестованы, правоохранители завели порядка 60 уголовных дел. А вот что происходило в среду:

Нигина Бероеважурналист«Со стороны Сербии стоят около 3 тысяч мигрантов, которые уже больше суток не могут попасть в шенгенскую зону, потому что венгры построили четырехметровую стену из колючей проволоки. Мигранты начали раскачивать колючую проволоку, начали ее рвать, они нашли самое слабое место — старый пропускной (он был очень слабо защищен), и вот как раз здесь мигранты и прорвались. Это сейчас считается преступлением. После того как мигранты начали ломать границу, приехали венгерские силовики, и в какой-то момент начались столкновения».

Большинство из тех беженцев, которым удается попасть в Венгрию, перебираются дальше — в Австрию. Или через Чехию в Германию. Но Чехия также настроена к ним не особо гостеприимно.

Александра Терёшинажительница Праги«В этой году Чешская Республика приняла 60 беженцев из Сирии. Они в основном приезжают на поездах из Венгрии в Германию или в Австрию. Не особо рады беженцам, но рады тому, что беженцы тоже не особо жалуют Чехию. В Чехии вызвали большие возмущения речи некоторых европейских политиков, когда беженцев сравнивали из Чехословакии 1968 года с беженцами из Сирии».

В самой Венгрии мнения также раскололись. Накануне в Будапеште прошла массовая манифестация против миграционной политики властей. Но большую реакцию можно ждать в так называемой «старой Европе». В среду утром бельгийский евродепутат Жерар Депрез заявил, что ему кажется, что Венгрия Виктора Орбана находится на пути «фашизации». На что посол Венгрии в Брюсселе Золтан Наги ответил: то, что делает Венгрия, это всего лишь выполнение европейских правил по защите границ.

Ранее сообщалось, что Еврокомиссия выступила с предложением сократить финансирование из европейских структурных фондов государствам, которые отказываются принимать беженцев по обязательным квотам. Подобные настроения будут нарастать. Речь идет не только о политическом и экономическом, но и о настоящем экзистенциальном кризисе, считает немецкий политолог Александр Рар.

Александр Рарнемецкий политолог«Европа разъединилась: есть страны, которые не имеют структурного потенциала, чтобы взять такое количество беженцев. Они по своему менталитету не понимают, почему Германия толкает их на этот шаг. Точка зрения Германии выглядит так: нужно всех принимать, потому что это гуманитарный акт. Санкции — это стало уже любимое слово у таких государств, которые считают себя в моральной полной правоте и пытаются сейчас заставить другие государства следовать своему курсу. К чему это приведет? К тому, к сожалению, что наработанная и заслуженная роль Германии как главного локомотива в Европе просто перестала существовать».

К вечеру среды венгерские власти выдвинули к границе с Сербией армейскую бронетехнику — это им позволяет недавно принятый закон. Но столкновения на венгерской границе, по сути, мало значат в вопросе о кризисе беженцев вообще. Ранее другой член Евросоюза Хорватия объявила, что она открывает для них свою границу с Сербией.

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто попросил власти Сербии принять меры против «атакующих» сербско-венгерскую границу беженцев с Ближнего Востока. По его словам, именно сербские власти несут ответственность за ситуацию на границе. Сербия в ответ направила ноту протеста Венгрии за применение слезоточивого газа.