ОМОН задержал главного технолога продуктовой сети «Перекресток» при получении взятки в 36 млн рублей. В X5 Retail Group заявили, что сами уличили сотрудницу компании в противоправной деятельности и передали материалы внутренней проверки правоохранительным органам. Эксперты говорят о том, что у поставщиков, кроме подкупа, практически нет других способов попасть на полки сетевых магазинов. Впрочем, исключения все-таки бывают, причем о них знает вся страна.

36 миллионов рублей — именно столько по данным следствия главный технолог «Перекрестка» Ольга Паринова и ее супруг Сергей Сыромятников требовали у поставщика кулинарии за то, чтобы его продукция попала в сети X5. Задержали их с поличным при получении 3 миллионов рублей (большинство купюр оказались ненастоящими).

В Следственном комитете тут же пообещали жестко реагировать на подобные случаи, и как заявил официальный представитель СК Владимир Маркин, это уголовное дело должно стать «хорошим сигналом для тех, кто по-прежнему занимается вымогательством в этой сфере». Но можно ли в реальности зайти со своей продукцией в сеть на основе честного конкурса, предложив оптимальное соотношение цены и качества товара? Нет, утверждает генеральный директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.

Павел Грудинингенеральный директор Совхоза имени Ленина«Это давно известно, что если ты хочешь попасть в сеть, то ты должен заплатить какие-то деньги тому, кто принимает решение, причем это повсеместно, и не важно, какая сеть — иностранная или отечественная — все одинаково коррумпированы. Поэтому мы, например, с сетями вообще не работаем. Приходится работать через посредников, а посредники знают, кому чего занести, чтобы товар, который они поставляют, попал на полку. Есть хозяева этих сетей, которые пытаются с этим бороться, и, кстати, бывают случаи, когда целыми отделами увольняют тех, кто занимаются закупками, это тоже в сетях было, но некоторые просто сор из избы не хотят выносить».

Ситуация осложняется тем, что дающий взятку не получает никаких гарантий. И, как говорят эксперты, чем больше сумма, которую требует представитель сети, тем больше вероятность, что деньги будут потрачены зря. Аппетиты взяточников вырастают до максимальных размеров как раз в тот момент, когда они понимают, что скоро потеряют работу. Есть и другие примеры «креативного подхода к делу».

Дмитрий Ткаченкотренер по продажам, соавтор книги «О.Т.К.АТ. — особая техника клиентской аттракции»«Какой-то мелкий клерк из какой-нибудь торговой сети, который как раз-таки занимается сбором информации от поставщиков, никакого решения о том, у кого закупать, не принимает. С каждым из обращающихся к нему поставщиков проводит беседу, говорит: «Я принимаю решение и, соответственно, давайте договариваться, какой откат вы мне дадите». Потом вносит всех в таблицу, таблицу передает наверх, и кто бы из поставщиков ни выиграл, он, соответственно, ему говорит: «Вот, видите, как я говорил, я помог вам, принял решение в вашу пользу, теперь готов получать от вас деньги».

Впрочем, иногда решить проблему помогает случай. Провинциальный журналист Владимир Маматов однажды задал всего один вопрос: что нам делать с «Вятским квасом»? Задал президенту во время пресс-конференции и пожаловался, что продукт кировского завода не берут в «Ашан» и другие сети. Звонки с предложениями о сотрудничестве от крупнейших ритейлеров прозвучали в тот же вечер. Сегодня полки с «Вятским квасом» дотянулись уже до Европы и США. Журналист Маматов и руководство завода-производителя кваса продолжают настаивать: они не договаривались о том, что на пресс-конференции прозвучит именно этот вопрос. И к ним пока вопросов нет.