США готовы провести с Россией переговоры по Сирии. В последние недели отношения между странами обострились. Запад обвиняет Москву чуть ли не в прямой военной поддержке режима Башара Асада. Ситуация буквально раскачивается СМИ. Однако на сегодня можно сделать осторожные выводы: полноценного кризиса из этого не получится. Возможно, виной всему обострение ситуации со стороны СМИ.

Джон Керри сообщил журналистам, что находится в постоянном телефонном контакте с коллегой Сергеем Лавровым. По словам госсекретаря США, Москва предлагает переговоры о совместной борьбе с ИГИЛ. Госдепартамент изучает эти предложения, видит положительную роль России в борьбе с террористами. Президент Барак Обама за политическое решение сирийского конфликта. Однако никакой коалиции с Асадом — это принципиальный вопрос. То есть если хотите бороться с террористами — пожалуйста, но вот помогать Дамаску или, того больше, отправлять своих инструкторов… этого мы, цивилизованный Запад, не потерпим. Хотя по большому счету, очень трудно поспорить с тем, что все-таки Башар Асад лучше, чем ИГИЛ. И воевать у него с российской помощью получается лучше.

Сам же Пентагон признает: подготовленные американскими инструкторами бойцы умеренной оппозиции были рассеяны при первом же столкновении с «Аль-Каидой». Америка уже год бомбит позиции ИГИЛ — и никаких серьезных изменений не видно.

Федор Лукьяновпредседатель президиума Совета по внешней и оборонной политике«Сейчас вот этот рецидив связан с тем, что, конечно, США несколько ошарашены российским напором. То есть, в общем, в очередной раз мы совершили такой кульбит, никто не ожидал, что вот так резко начнется эскалация поддержки. И, я думаю, что, прежде всего, эта реакция связана с нежеланием США позволить России набрать на этом какие-то очки или вообще продемонстрировать инициативу и дееспособность».

Одновременно события продолжает раскручиваться в медийной плоскости. Пресса почувствовала острую тему. Мировые издания сообщают со ссылкой на турецкие СМИ: прохождение российских кораблей через Босфор с грузом для Сирии за последний месяц удвоилось. Пентагон фиксирует: два российских «Руслана» садятся в Сирии ежедневно. В районе Латакии строится база для ВВС. Однако американские военные до конца не понимают, что Россия в итоге собирается делать в Сирии. Москва отвечает: мы помогаем Асаду в борьбе с ИГИЛ. Кстати говоря, СМИ иногда сообщают прямо противоположную информацию: с одной стороны, Путин собирается воевать, с другой — думает, как бы избавиться от Асада, чтобы договориться с Западом. Ну а последний вновь не исключает международной изоляции Москвы, если та не прекратит поддерживать диктаторский режим в Дамаске.

Георгий Мирскийглавный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН«Сейчас все на Западе думают, чего ждать от Путина. Он задал им такую головоломку! Они боятся. А вот он приедет на Генассамблею и даст понять: не надо бояться, не надо опасаться, у нас с вами, у всего цивилизованного мира общий враг — «Исламское государство», нужно создавать новую, действительно эффективную коалицию… Из этого, конечно, ничего не получится, потому что уже слишком поздно».

Можно предположить, что Москва действительно активизировала помощь Асаду в канун Генассамблеи ООН, чтобы вынудить Запад пойти на переговоры — понять российскую позицию и по Сирии, и по Украине. Для Кремля, безусловно, важно, чтобы состоялась встреча Путина и Обамы. Но с другой стороны, неужели Белый дом и европейские главы всерьез решили, что Путин собирается воевать в Сирии? Что 200 морских пехотинцев могут разбить и ИГИЛ, и умеренную сирийскую оппозицию? Если в этом и была ловушка, они целиком и полностью в нее попались. И теперь варианта два: либо говорить с Путиным, либо вновь давить на Россию. Похоже, пока Вашингтон склоняется к первому варианту. Но второй также исключать нельзя.