США активизировали сотрудничество с Россией в борьбе с террористами «Исламского государства» (данная организация запрещена в РФ). Контакты начались на уровне разведывательных служб. Немецкое издание Bild am Sonntag пишет о тайном визите делегации ЦРУ в Москву. Со ссылкой на источники в американской разведке издание сообщает, что делегации ЦРУ и российской Службы внешней разведки встречались на прошлой неделе в Москве. Целью секретных переговоров была координация совместного военного сотрудничества в Сирии. Американцы готовы делиться своей разведывательной информацией, чтобы поддерживать действия России против группировки «Исламское государство» в Сирии. Особенно высокие темпы роста численности боевиков и поток беженцев из Сирии заставили две великие державы действовать вместе, отмечают журналисты. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, который в воскресенье встречается в Берлине со своим американским коллегой Джоном Керри, в интервью Bild am Sonntag приветствовал сотрудничество России и США в сирийском вопросе.

«Начинаются переговоры США и России по Сирии. Это победа Москвы». Таков заголовок статьи, появившейся прошлой ночью в Los Angeles Times. Авторы пишут о том, что Владимиру Путину, похоже, удалось вырваться из дипломатической изоляции, в которой он оказался из-за событий на востоке Украины и поддержки Россией сепаратистов.

В частности, приводятся заявление госсекретаря Джона Керри о том, что будут рассмотрены различные варианты дальнейших совместных шагов по Сирии. Как отмечается, что вскоре после этого министру обороны Сергею Шойгу позвонил его американский коллега Эштон Картер, который сделал это впервые после того, как занял свой пост семь месяцев назад.

Дело не только в США. Российские демарши последнего времени в Сирии меняют всю конфигурацию — и с военной, и с политической точек зрения, считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв.

Юрий Рогулёвдиректор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта«Победить ИГИЛ, которое, в общем, разрастается, как раковая опухоль, невозможно без боевых действий на земле, без конкретной войны против этих сил, захватывай или отнимай у них, забирай все территории, которые они захватили. Встает вопрос: а кто же это будет делать? И без участи соседних стран, которые готовы участвовать в такой операции, это сделать невозможно. Думаю, что позиция России отличается в лучшую сторону тем, что она предлагает открытый диалог со всеми государствами, которые заинтересованы в борьбе против ИГИЛ, включая такие, как, скажем, Саудовская Аравия. Ведь это невиданное дело, чтобы представители Саудовской Аравии вдруг обратились к России, и один высокопоставленный визит был за другим, и план инвестировать в российскую экономику... это, в общем, яркое свидетельство того, что страны Ближнего Востока и другие восточные государства видят, что такого решительного курса Россия придерживается, вполне четкого и понятного. Они могут с этим соглашаться или нет, но они понимают, чего хочет добиться Россия, что она готова предпринять решительные шаги. Ведь посмотрите: даже один только намек на возможность участия российской армии всех переполошил. Потому что — а вдруг Россия победит ИГИЛ? И что тогда будет? Это вообще выбросит США за пределы решения этих конфликтов».

Джон Керри заявил в субботу в Лондоне, что «США могут согласиться с резолюцией по войне в Сирии, которая позволит Башару аль Асаду оставаться некоторое время у власти перед окончательным уходом, которого желают США». То есть основа политики Вашингтона в регионе словно остается неизменной. При этом переговоры ведутся на двух уровнях — военном и дипломатическом, потому что существует два типа вопросов, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Так как они прекрасно понимают, что, судя по всему, мы примем участие в операции по уничтожению ИГИЛ и поддержим армию Башара Асада, надо договориться с нами о том, чтобы не было столкновений в воздухе. Там же работает коалиция у них тоже постоянно. Чтобы не было инцидентов с участием их подразделений с нашими на земле. Это очень серьезно. Понятно, что США как ставили задачу по свержению Башара Асада, так и ставят. Вопрос в другом: они были уверены, что в течение нескольких месяцев додавят его, ситуация там действительно тяжелая. И тут они видят, что помощь начала оказывать Россия, резко причем увеличил свою помощь Иран, отсюда такое примирительное заявление. Потому что, извините, ну а что делать? Керри берет тайм-аут, он говорит о каком-то политическом решении. Под политическим решением американцы всегда подразумевают решение некой проблемы смены власти в Сирии, но с обязательным уходом Асада».

Авторы статьи в Los Angeles Times приводят слова бывшего главного советника вице-президента Джо Байдена — Джулианны Смит, которая сказала, что администрация американского президента «не может быть счастлива» в связи с необходимостью вести с русскими переговоры по Сирии. «Но реальность такова, что конфликт разрастается и в регионе Сирии, и за ее пределами. поэтому у администрации нет другого выбора», — заметила она.