Россия совершила рывок в импортозамещении лекарств. По крайней мере, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что поставки российских препаратов за год выросли почти на 30 процентов. Впрочем, аптеки такого резкого роста не заметили, а врачи заявляют о сомнениях в качестве этих медикаментов.

По заявлению главы Минпромторга Дениса Мантурова, за год объем поставок российских лекарств на отечественный рынок вырос с 10% до 38%. Правда, министр не уточнил несколько важных моментов: во-первых, в чем этот объем — в деньгах или в штуках. Во-вторых, что именно считать российскими лекарствами? То есть это именно отечественные разработки, которые полностью с начала и до конца сделаны в России. Или те, что производятся только на территории России, но по технологиям иностранных компаний. Условно говоря, если сравнивать с авторынком: одно дело, когда это Volkswagen или Hyundai, собранные в России, другое — Lada или «КамАЗ».

Business FM решила проверить цифру, названную Мантуровым, и спросить у аптек об обстановке. И вот — ответ председателя совета директоров компании «Аптеки A.V.E» Тимура Шакая:

Тимур Шакайпредседатель совета директоров компании «Аптеки A.V.E»«В среднем, если брать в рублях где-то 70% иностранных лекарств, 30% российских. Если брать в коробках и штуках все наоборот, 70% штук российских, 30% штучек иностранных. — за последний год на сколько российских лекарств стало больше? 5%, не больше».


5% — это, конечно, рост, но не такой рывок, который следует из заявлений Минпромторга. Хотя общие цифры о том, что сейчас треть лекарств — это те, что сделаны в России, подтверждает и коммерческий директор дистрибьюторской компании «Авеста Фармацевтика» Яна Баришполь, но насчет перспектив у нее есть сомнения.

Яна Баришполькоммерческий директор дистрибьюторской компании «Авеста Фармацевтика»«Говорить о том, что мы можем восполнить производство оригинальных препаратов пока рано. И суспензии мы получаем из-за границы, и долгое время сами производственные площадки у нас пустовали. Если о процентном соотношении, порядка 35% на мой взгляд в общем обороте в РФ. Это российские препараты, если мы говорим о рублевом эквиваленте».

При этом Владимир Путин недавно заявлял, что к 2018 году — то есть всего через три года — в России будет производиться 90% в лекарств, которые используются в нашей медицине. Реальная ситуация рождает, с одной стороны, сомнения в цифрах, с другой — опасения потребителей насчет качества отечественных препаратов.

Анатолий Либенсонпульмонолог и фтизиатр, заслуженный врач России«Требуется высокая эффективность и минимальное количество побочных и нежелательных явлений при приеме. Добиться этого можно только при соответствии принятых в мире технологий. До сих пор мы явно отставали в этом плане. Как правило считаем чисто нашими, которые произведены у нас, дженерики, повторяющие зарубежные технологии. Это основная масса лекарств. Целиком наши — я в своей области не могу назвать ни одного лекарства при заболеваний легочных больных, который был бы целиком от начала до конца создан и высокого качества».

От Росздравнадзора звучат, например, призывы отказаться от импортных лекарств для лечения ВИЧ и СПИДа. Но глава Федерального центра СПИД Вадим Покровский говорил Business FM, что дженерики мы не можем производить полностью. Значительная часть субстанций закупается за рубежом. А самые современные препараты нельзя копировать, поскольку еще не истек срок патента.

Таким образом, к чему приведет импортозамещение, неясно. Хотя вроде бы есть успехи: недавно российская компания «Петровакс Фарм» стала официальным производителем редкой пневмококковой вакцины, которую в мире производят еще всего в трех странах: США, Ирландии и Турции. Технология была передана от американской компании Pfizer.