22 сентября — День без автомобиля. Россия не осталась в стороне от общемирового тренда. Причем, как это часто бывает, с типично отечественным размахом: регионы массово рапортуют о мероприятиях. В Москве — бесплатный провоз велосипедов в электричках, в Нижнем Новгороде — кофе и кекс — для тех, кто добрался на работу не на машине. Хотя гораздо важнее дать человеку возможность добровольно пересесть на байк или электрокар.

Если на работу проще будет добраться не на личном авто, большинство выберет другой вариант. Пока его нет. Зато есть первые электромобили, незаменимые для каршеринга. В Москве этим бизнесом занимаются три компании, но «каршеринг по-русски» похож на западный только ценами — и у нас, и у них минута пользования стоит 7 евроцентов. Остальное — по-другому, начиная с того, что в России пока обычные авто. В Европе — это электрокар, и даже со встроенным роботом с функцией вождения. Он способен без участия человека перегнать машину туда, где ее закажут максимально быстро. А еще авто самостоятельно доедет до ближайшей парковки и подключится к штепселю для подзарядки.

Михаил Блинкиндиректора Института экономики транспорта«Выглядит как научная фантастика, но я на этом электромобильчике ездил в декабре прошлого года. Это не пилот, не гипотеза научно-техническая, а коммерческая продукция. Сейчас решаются простые производственные задачи — уговорить юристов-бюрократов, что робот имеет право ездить по улицам городов. Это перспектива самых ближайших лет. Массовое распространение такого сорта моделей транспорта сократит количество автомобилей в городе, как говорят оптимисты, раз в пять, а пессимисты — раза в три. Если этот автомобиль предназначен для городских поездок, ему запаса хода 160 километров, который гарантирует завод, больше не нужно. В городе 160 километров за день наездить довольно трудно».

Любопытно, что в Китае, в отличие от Москвы, загруженность трасс за год уменьшилась вдвое. Там отмечается бешеный спрос на электромопеды. Пока хозяин на работе, аккумулятор заряжается на остановке. Кстати, аккумуляторы — главная проблема. Пока не удается сделать его настолько компактным и быстро восстановимым, как требует большинство водителей. Даже ноу-хау Израиля — батарея на 1 500 километров — и та весит 50 кило, а каждая перезарядка обойдется в 50 евро. Впрочем, рынка электрокаров в России практически нет не только поэтому, говорит заместитель главного редактора портала Авто@mail.ru Юрий Урюков.

Юрий Урюковзаместитель главного редактора портала Авто@mail.ru«Весь объем продаж исчисляется буквально в сотни единиц в год, при этом самым популярным электромобилем в России сейчас остается Tesla Model S. Поставляется в Россию только обходными каналами, только по индивидуальным заказам и только тем людям, которые действительно хотят приобрести такой автомобиль, скорее, для личного развлечения. Говорить о каких-то серьезных преимуществах рынка электромобилей сейчас будет совершенно неправильно, поскольку этого рынка, фактически, не существует. Предложения, которые сейчас появляются, они, бывает, доходят до 10 млн рублей».

Самое главное — цена электрокара. Tesla Model S — это минимум 7 млн рублей. Да, техобслуживание на 60% дешевле, и бензина не требуется. И срок гарантии на батареи — восемь лет. Но 100 тысяч долларов — это пока перебор. Хотя бы в два раза дешевле.