Дефицит бюджета в следующем году не должен превысить 3% ВВП. Этого потребовал президент Владимир Путин. Во вторник глава государства провел совещание по поводу бюджета. Ранее СМИ сообщили, что в правительстве подготовили план сокращения расходов. Кроме того, Минфин предложил забрать часть доходов у нефтяников. Из того, что Кремль опубликовал на своем сайте, до конца не ясно, к чему пришли российские власти. Владимир Путин в начале заседания предложил расставить акценты бюджетной политики.

Владимир Путинпрезидент Российской Федерации«Мы знаем с вами, что ситуация в экономике непростая, но она не критическая. Нам нужно принять выверенные, правильные решения, имеющие своей целью укрепление экономического потенциала страны. Для этого у нас все есть. И от наших решений будет зависеть и дальнейшая наша работа в самой важной сфере, ради успехов в которой мы и работаем, в социальной сфере. Мы должны укреплять экономику, и, опираясь на это развитие, решать социальные вопросы».

Пока не известно, что власти решили по двум ключевым пунктам. Первый — это пенсии. Ранее стало известно, что Минфин предлагает повысить пенсионный возраст, лишить пособий часть работающих пенсионеров, резко сократить индексацию. Владимир Путин в приветственном слове заявил, что исполнение социальных обязательств должно быть в центре внимания правительства. И второй пункт — изъятие у экспортеров доходов от девальвации. Эту меру Минфин предложил взамен непопулярных решений.

Президент попросил правительство проработать вопрос о перечислении в бюджет дополнительных доходов от ослабления рубля. То есть, с одной стороны, поддержал Минфин. С другой стороны, Путин заявил, что действовать нужно крайне аккуратно, чтобы не ослабить возможности экспортеров и сохранить их инвестиционные возможности. И напомнил, что власти приняли решение не повышать налоги.

Константин Симоновгендиректор Фонда национальной энергобезопасности«То, что сказал верховный арбитр, пока оставляет полную неясность, потому что, с одной стороны, это в стиле «и ты прав, и ты прав, и ты тоже права», как в известном анекдоте. Потому что с одной стороны говорится, что налоговая нагрузка на бизнес расти не должна, а с другой стороны говорится, что, тем не менее, надо девальвационные доходы экспортеров забрать. Чего-то я ничего не могу понять. Как она может не расти, если вы собираетесь менять формулу НДПИ, засовывать туда курс доллара 2014 года и получать дополнительно 500-600 млрд рублей изъятия. Это что, не увеличение налоговой нагрузки? Как это понимать? И пока разрешения у этой ситуации нет. По большому счету, Путин опять отложил решение этого вопроса, потому что он сказал и за позицию Минфина и против. А что делать в этой ситуации, абсолютно неясно. И это означает, что по-прежнему бои будут продолжены, тут уже вопрос, действительно, какую точку зрения возьмет правительство, потому что уже внутри правительства есть конфликт. Очевидна позиция Минэнерго, она уже понятно. Тут, понимаете, Минэнерго сложно оказываться в ситуации, когда разные компании отрасли занимают разные позиции, и вот тут Минэнерго очень сложно свою точку зрения выработать. Но когда позиция отрасли консолидирована, конечно, Минэнерго будет ее отстаивать. Но тут позиция отрасли очевидна. И есть Минфин. Аргументы Минфина понятны. Денег нет, нужно повышать тогда пенсионный возраст, нужны непопулярные решения, как бы самый простой путь, давайте возьмем денег у экспортеров. Позиция отрасли, она тоже понятна: когда, ребята, инвестиции будут урезаны, кредитов не получите, обвалим добычу в обозримой перспективе. Тут уже нас ничего не выручит».

После совещания у президента слово взял министр финансов Антон Силуанов. Он заявил, что его ведомство представило предложения, чтобы дефицит бюджета не превысил 3% ВВП. По поводу пенсий он сообщил, что тема индексации обсуждалась, есть разные варианты, решение не принято.

А вот вопрос повышения пенсионного возраста на совещании у президента не поднимался, сказал журналистам Силуанов. Мнение о том, как власти будут решать бюджетные проблемы, высказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Василий Колташовруководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений«Общее повышение налогов вряд ли будут производить. Я думаю, что правительство в целом сохранит свою линию на сокращение социальных расходов, несмотря на то, что население выражает недовольство, пока хоть и на кухнях, и говорит, что, в общем-то, зачем нужно такое государство, которое мы оплачиваем за счет своих налогов, и которое должно нам оказывать определенную поддержку, а оно говорит — нет, мы наоборот будем сокращать расходы на вас. Здесь возникают политические неприятные последствия, которых на самом деле можно было бы избежать, потому что деньги есть. Деньги есть и в резервах, деньги еще, кажется, можно взять у сырьевых компаний, хотя, скорее всего, они будут дотироваться, эти сырьевые компании. То есть, как дотируются проекты «Газпрома», фактически за государственный счет, при этом их объявляют проектами общероссийского значения. Поэтому, с одной стороны, государство что-то у них и возьмет в виде налогов, но, с другой стороны, что-то даст в виде финансирования различных инвестиционных программ этих компаний, объявив эти программы национально значимыми. И таким образом будут убиты два зайца. С одной стороны будет создана видимость того, что те, кто сыты и хорошо жил в период экономического роста высоких сырьевых цен, они платят и поддерживают бюджет, с другой стороны, правительство будет говорить: смотрите, мы реализуем инвестиционные проекты, мы сократили, мы оказываем поддержку российской экономике в целом. То есть здесь будет определенная спекуляция, и я боюсь, что эффекта для экономики эта спекуляция никакого не даст».

На совещании, помимо премьера, вице-премьеров, министров, руководства верхней и нижней палат парламента, присутствовали глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, а также руководитель «Роснефти» Игорь Сечин.