Шенгенская зона в состоянии клинической смерти — так о проблеме беженцев высказался мэр Антверпена. За полгода в Европу прибыли около полумиллиона мигрантов. К концу 2015-го их будет миллион, прогнозирует Организация экономического сотрудничества и развития. Ситуация критическая, а в Европе до сих пор нет единого мнения, что делать со всей этой армией беженцев.

С одной стороны, «политика гуманизма» со стороны Германии, с другой — проблемы пограничных стран Еврозоны, через которые идет поток мигрантов. Венгрия выдвинула к границе военных и разрешила использовать для охраны рубежей нелетальное оружие. Хорватия закрыла погранпереходы со стороны Сербии и просит Белград направлять потоки мигрантов в Румынию и Венгрию. Будапешт заявляет, что беженцы обойдутся бюджету в 200 миллионов евро.

Во вторник главы МВД стран ЕС со второго раза договорились как разместить на территории Европы уже прибывших людей, но что делать с новыми? Это главный европейский вопрос. И разговор на экстренном заседании Евросовета предстоит непростой, говорит немецкий политолог Александр Рар.

Александр Рарнемецкий политолог«В Европейском союзе царит некая паника, и нет дееспособного урегулирования беженской проблемы. Германия, Австрия, Швеция следуют принципам гуманизма, открыли свои границы и пропускают сюда всех беженцев. Венгрия и Хорватия в открытую критикуют руководство Германии за то, что она в одностороннем порядке пригласила фактически всю Сирию, всех сирийских беженцев на территорию Европы. И они-то, направляясь в Германию, идут через другие страны. И об этом, конечно, будет очень серьезный разговор, я думаю, это будет один из самых неприятнейших разговоров, который когда-либо за последние годы имел место в таком собрании лидеров ЕС».

Накануне заседания канцлер Меркель заявила, что проблему беженцев можно решить только совместно с США и Россией. Бороться надо не с мигрантами, а с причиной их бегства — сирийской проблемой. В Думе на это ответили: пусть Меркель определится с политикой — душить Россию санкциями или решать вопросы с беженцами. Но ведь то, и другое можно совместить, отмечает директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел Салиндиректор центра политологических исследований Финансового университета«Россия своей позицией, своей политикой в отношении «Исламского государства» (данная организация запрещена в РФ — Business FM), достаточно жесткой политикой, и той политикой, которую она намерена проводить сейчас не только политическими, но и уже военными методами, она, конечно, может повлиять на проблему беженцев в Евросоюзе. То есть если на Ближнем Востоке будет устроена нормальная мирная обстановка, если люди получат рабочие места и перспективы для своих семей, то поток беженцев, если не иссякнет, то станет существенно меньше. И такими перспективами Россия может в хорошем смысле слова торговать на переговорах с Евросоюзом».

Выбор у европейских лидеров на самом деле небольшой: либо договариваться с США и Россией, либо вырабатывать единую политику в отношении беженцев внутри ЕС. Но если Германия будет настаивать на «принципах гуманизма», пограничные страны вполне могут заявить о выходе из Евросоюза. Хотя бы ради спасения собственных экономик.