ЦБ заблокировал канал, через который за год недобросовестные игроки рынка могли обналичивать до триллиона рублей. Операции проводились с использованием терминалов оплаты сотовой связи или услуг ЖКХ.

Суть схемы заключалась в том, что деньги проводились мимо спецсчетов, за которым ЦБ следил, говорит председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

Виктор Достовпредседатель совета ассоциации «Электронные деньги»«В терминал клиенты засовывают наличные деньги, там скапливается большое количество наличных, что может вызывать определенное злоупотребление. Некое время назад был предложен механизм так называемых спецсчетов: все деньги, которые были засунуты клиентами в терминал, должны были депонироваться на специальные счета, отделенные от других безналичных счетов, с которыми работали компании-агенты. Однако этот механизм не очень хорошо работал как в силу объективных причин, поскольку там было много недоработанных вопросов по порядку ведения этих счетов, так и по субъективным, потому что недобросовестные компании от этого механизма пытались любыми способами уйти. В последнее время ЦБ очень сконцентрировался на этой проблеме. Они провели ряд встреч с участниками рынка. Можно сказать, что финал такой, что сейчас степень контроля будет повышена и участники и ЦБ будут заточены на то, чтобы все средства, которые инкассируются на рынке, проходили через эти спецсчета, то есть не было бы возможности вывода налички для цели ее продажи».

По словам директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрия Полупанова, мимо инкассации через платежные терминалы за прошлый год прошло 900 млрд рублей, а за первое полугодие 2015 — 390 млрд. «Для сравнения, за 2014 год во всей банковской системе объем операций по теневому обналичиванию составил 700 млрд рублей», — заявил Полупанов.

Зачистка, проведенная ЦБ, а также проникновение интернет-банкинга приведет к тому, что рынок терминалов как таковых резко сократится, уверен управляющий директор инвестиционной компании «Троя капитал» Марк Рубинштейн.

Марк Рубинштейнуправляющий директор инвестиционной компании «Троя капитал»«С ростом проникновения интернет-банкинга необходимость в терминалах сильно снижается, и этот процесс будет продолжаться, потому что, в отличие от терминалов, пользование интернет-счетом в банке значительно дешевле и в большинстве случаев вообще бесплатно. Здесь выгода очевидна. Большую прибыль операторам терминалов приносили операции продажи наличности. Сейчас эта прибыль сильно снизится, если вообще не исчезнет. Терминалы, которые выполняли в основном эту роль, исчезнут первыми. Процесс будет продолжаться. Он связан с переходом пользователей на банковские каналы».

Разговор регулятора с платежными агентами привел к тому, что уже сейчас около 98% их оборота проходит именно через спецсчета.