Украина пригласила кредиторов подавать заявки на участие в собрании по реструктуризации ее долга. Украинский Минфин назвал срок подачи заявок — это 12 октября.

Ранее Киев распространил меморандум для кредиторов. Из него следует, что к 20 декабря Россия не получит 3 млрд долларов, которые она одолжила Украине в конце 13-го года.

Удастся ли Киеву договориться с кредиторами? И получит ли Россия обратно свои 3 млрд?

Если называть вещи своими именами, Украина уже допустила технический дефолт, не расплатившись с держателями еврооблигаций на полмиллиарда долларов с погашением 23 сентября. Формально этот факт может быть признан 3 октября, по истечении 10-дневного грейс-периода.

Ранее кабмин Украины объявил мораторий на все выплаты по внешнему долгу. В Киеве это громко назвали началом реструктуризации, хотя юридически обязывающего соглашения с кредиторами до сих пор нет. Есть только предварительная договоренность о списании 20% основного долга и переносе погашения оставшейся суммы на 19-27-е годы.

Теперь Украина приглашает на встречу в Лондоне 14 октября всех держателей еврооблигаций на общую сумму 18 млрд долларов. Там кредиторы должны проголосовать по предложенным Киевом условиям реструктуризации. Удастся ли им договориться? Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов считает, что это совершенно неважно.

Сергей Хестановсоветник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие»«Для самой Украины, которая в отсутствии внешней помощи, скорее всего, будет неплатежеспособной, то или иное решение кредиторов существенного влияния не окажет. Поддержка Украины со стороны международных институтов будет иметь в основном политическую, а не экономическую подоплеку, и соответственно отсутствие прогресса в переговорах с кредиторами вряд ли остановит те организации, которые оказывают Украине финансовую помощь. Переговорная позиция у Украины достаточно сильная».

Получается, что Киев сейчас может безнаказанно шантажировать кредиторов. Им, скорее всего, придется соглашаться на списание пятой части долга с неясными перспективами получить остальное через полтора десятка лет.

Приглашены на встречу в Лондоне и представители России, хотя в Москве не раз заявляли, что ни о какой реструктуризации долга на 3 млрд долларов и речи быть не может. Возможно, позиция России связана с тем, что эти украинские облигации были куплены на деньги Фонда национального благосостояния. Признавать невозможность возврата части этих средств Москва пока не готова. Но нет ли тут риска остаться без этих денег? Так или иначе, соглашаться на реструктуризацию все-таки придется, уверен биржевой аналитик Владислав Жуковский.

Владислав Жуковскийбиржевой аналитик«Я думаю, что будет частичное списание долга, его реструктуризация, его пролонгация, может быть, капитализация процентов. Я думаю, что в чистом виде потеряем от 20% минимум, от стоимости первоначального кредита, до, может быть, 30-35%. Можно, конечно, обращаться в суды, но как показывает практика корпоративных споров, когда происходит реструктуризация корпоративных займов, то, как правило, те миноритарии, которые не соглашаются на списание части долга, либо вообще ничего не получают, либо получают столько, сколько и все остальные».

Кстати, Россия уже сейчас имеет право инициировать процедуру дефолта по украинским бумагам, купленным в конце 13-го года. Согласно условиям выпуска, к событиям дефолта относится, в том числе мораторий Украины на выплаты по любым еврооблигациям. Но такое развитие событий не выгодно ни Москве, ни Киеву. Если наступит дефолт, России придется согласиться с фиксацией убытков. А Украина рискует оказаться без программы финансовой помощи МВФ, которая предполагает, что долги перед суверенными государствами должны обслуживаться в полном объеме. Теперь все зависит от других кредиторов.

Стоит отметить, что в случае, если кредиторы примут условия реструктуризации украинского долга, страна может оказаться в долговременной финансовой кабале. Согласно одному из пунктов предварительного соглашения, если ВВП Украины к 2020 году достигнет 125 млрд долларов и рост продолжится, то первые пять лет кредиторы будут получать до 1% ВВП по новым бумагам. А еще 15 лет после этого — по 40% от прироста ВВП свыше 4% в год.

На сайте BFM.ru проводится опрос о том, стоит ли России пойти на компромисс по долгу с Украиной, если на него согласятся большинство остальных кредиторов? 89% проголосовали за бескомпромиссную позицию. 11% полагают, что России можно было бы поступить как и другие кредиторы.