Авиасообщение между Россией и Украиной на грани полной остановки. Россия примет зеркальные меры, если Украина запретит перелеты российским авиакомпаниям, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Ранее стало известно, что с 25 октября Киев планирует закрыть доступ к полетам на территорию Украины как минимум для «Аэрофлота» и «Трансаэро», а возможно, что и другим перевозчикам. В Росавиации Business FM заявили, что никаких документов от украинских коллег не получали. Билеты в Киев на 26 октября всё еще продаются. Каков самый негативный сценарий?

Если Москва и Киев реально введут друг против друга авиасанкции, вопрос, что делать сотням тысяч человек, у которых в соседней стране родственники или работа, буквально повиснет в воздухе. В неделю российские авиакомпании делают примерно 120 рейсов в Киев, Одессу и Львов. Если предположить, что на борт каждый раз поднимается по 120 пассажиров, получается, под угрозу попадает поток почти в 60 тысяч человек в месяц. Есть еще Международные авиалинии Украины, но, как говорят эксперты, украинские перевозчики берут на себя существенно меньший объем. Решение Киева выглядит очень сомнительно, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров

Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Летают на Украину, в основном, граждане Украины. Это связано с тем, что многие работают в России, многие кормят свои семьи, вынуждены летать в Россию, по рабочей необходимости, конечно же. Основной поток — это граждане Украины, которые и будут главными пострадавшими в этой ситуации».

В подтверждение этих слов — опрос Business FM среди жителей украинских городов, в которые пока летают российские компании. Обзвон по случайным номерам показал: кто бы что ни думал о политике, лишаться транспортного сообщения с Россией украинцы не хотят. Вот мнение киевлянина Сергея:

Сергейжитель Киева«Отношение крайне негативное, потому что билеты на поезд примерно сейчас в два раза дороже, чем билеты были на «Трансаэро». Поезд — порядка 100 евро, больше чуть-чуть, а самолет получался чуть больше 100 евро туда и обратно. Так что теперь попасть в Москву смогут только обеспеченные люди, я думаю».

Страдает и бизнес. Официальные представители крупнейшего национального перевозчика, компании «Международные авиалинии Украины» открыто усомнились в целесообразности инициативы украинских властей. Перевозчик понимает, что ответный запрет сильно ударит по бизнесу. А в Международном аэропорту Киева уже даже посчитали: уйдет «Трансаэро» — воздушная гавань потеряет треть доходов, а Киев будет недополучать 2,5 миллиона гривен в виде налогов. 2,5 миллиона ежемесячно.

Впрочем, у россиян и украинцев останется возможность летать друг к другу даже в случае введения санкций обеими сторонами. В украинский «черный список» по непонятным причинам не попала авиакомпания «ЮТэйр». Все крупные перевозчики в списке, а она нет. Почему? В самой компании не пояснили. В России и на Украине эксперты гадают. Возможно, «ЮТэйр» осталась за скобками, потому что компания не летала в Крым, а, быть может, это связано с владельцами компании. Большая часть «ЮТэйр» принадлежит «Сургутнефтегазу», но кому принадлежит «Сургутнефтегаз», не знает никто. Украинский политолог Андрей Томский выдвигает свою версию:

Андрей Томскийукраинский политолог«Сжигать мосты полностью нельзя, обрубать полностью коммуникации — это глупо. Что касается именно компании «ЮТэйр», тут есть два предположения. Первое — это достаточно тяжелое положение компании на рынке. Еще в прошлом году стоял вопрос, о существовании компании в Украине. Второй нюанс — это, наверное, самая удобная авиакомпания для перевозок пассажиров между крупнейшими городами, в которых есть те или иные коммерческие и политические связи».

Интересная деталь: по данным Росавиации, «ЮТэйр» — единственная российская компания, которая летает во Львов. Впрочем, некоторые эксперты предполагают, что вслед за зеркальным ответом России Украина может запретить полеты и компании «ЮТэйр» — ответ за ответ. Но даже если ни одна российская и ни одна украинская компания не смогут приземлиться в аэропорту соседней страны, возможность добраться из Москвы в Киев по воздуху все равно останется. Это можно будет сделать, например, за 12 часов 40 минут и 23 тысячи рублей турецкими авиалиниями с пересадкой в Стамбуле, за 21 час и 33 тысячи с пересадкой в Лондоне самолетом компании British Airlines, 7 часов компанией Lufthansa с пересадкой в Мюнхене с билетом за 40 тысяч или «Белавиа» — через Минск меньше чем за пять часов и всего за 8 700.