В испанской Каталонии, столицей которой является Барселона, проходят выборы. Хотя формально речь идет о выборах в местный парламент, их результаты станут решающими в вопросе о возможном отделении от Испании этого 7,5-миллионного региона, ведь вместе с выборами проходит опрос по поводу отделения. В случае победы коалиции в борьбе за независимость региона его лидеры обещают отделиться очень быстро.

«Вместе мы победим» — такой клип правящей сейчас в Испании правоцентристской «Народной партии» крутили по местному телевидению. Совершенно неожиданным и знаковым стало то, что эти слова — на каталонском языке — произносил в нем премьер-министр Мариано Рахой. «Народная партия» считается наследницей единственной разрешенной при Каудильо Франсиско Франко партии «Национальное движение» — каталонский язык во франкистской Испании был попросту запрещен. Обозреватели отмечают, что слоган Рахоя стал почти что калькой с выражения better together, которое произносил Дэвид Кэмерон во время кампании по референдуму о независимости Шотландии. Но если Шотландия от Великобритании не отделилась, то у Каталонии шансов на это куда больше, хотя произойдет это не завтра.

Александр Гусевдиректор Института стратегического планирования и прогнозирования«В случае прихода к власти людей и партий, депутатов, которые будут превалировать в законодательной власти этого региона и связывать дальнейшую судьбу Каталонии как независимой, суверенной республики, конечно, это достаточно серьезно. Но все-таки первоначально должен пройти референдум за отделение. Опрос, который будет проводиться, не имеет законодательной силы, итоги не приведут к каким-то серьезным сейчас последствиям, по крайней мере, в ближайший год, а, может быть, даже и два года».

Нынешний президент Каталонии и лидер националистической партии «Демократическая конвергенция Каталонии» Артур Мас именно и обещает, что он «освободит Каталонию от ига испанской монархии» за полтора или два года. Каталония — самый развитый промышленный регион Испании, производящий 20% ВВП королевства и четверть его экспорта. Для примера: ВВП Каталонии выше, чем у Ирландии.

Сейчас министры из Мадрида пугают тем, что независимая Каталония станет страной-изгоем, исключенной из ЕС с высоким уровнем безработицы и резким падением социальных выплат. Нельзя сказать, что эти угрозы не имеют под собой никакого основания, говорит руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

Михаил Нейжмаковруководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений«Как во многих регионах Европы, сепаратизм Каталонии — это, конечно, сепаратизм обеспеченного богатого региона. Отделившись, мы не будем дотировать бедные регионы Испании, уйдем в самостоятельное плавание. С другой стороны, порядка 47% продукции Каталонии идет на рынки самой Испании. В случае отделения эти территории будут серьезно ограничены. Кроме того, в связи с возможностью отделения Каталонии облигации этой страны начали терять в цене. Отделение этой территории может привести к падению внимания к ней со стороны инвесторов из-за рубежа на долгие годы вперед».

Сейчас испанская экономика показывает признаки выздоровления и рост, превышающий 3%. Все это может быть сведено на нет отделением Каталонии. Кроме того, стоит заметить: в случае отделения Каталонии действительно придется покинуть ЕС и подать вновь заявку на вступление. Предполагается, что эта процедура может занять около трех лет.