О возможных потерях уже заявляют киевские аэропорты и крупнейший авиперевозчик Украины. Зачем же украинским властям лишать своих граждан возможности летать в Россию и заставлять бизнес терпеть убытки? Версии есть разные. Того требовал народ, утверждает украинский политолог Владимир Фесенко.

Владимир Фесенкоукраинский политолог«Абсолютно точно, никакой подножки Коломойскому. Коломойский что-то теряет, но гораздо меньше, чем теряет компания «Международные авиалинии Украины». Она монополист, да, но, конечно, рейсы были в Россию, но потери все-таки, скажем так, не катастрофические. Что касается инициаторов санкций, понимаете, в чем тут проблема? Этих санкций требовали с прошлого года, было постоянное общественно-политическое давление, был очень сильный прессинг и на Порошенко, и на Яценюка. Вопрос, почему нет санкций против России, когда есть европейские санкции, а Украина санкций не вводит? Этот вопрос звучал на всех трибунах, иногда в качестве обвинения с прошлого года. Поэтому, думаю, что другого выхода просто не было у Порошенко. Главный вопрос, который задавали уже после введения этих санкций, — почему так поздно, почему их не было раньше?».

Опрос Business FM среди жителей Киева, Одессы и Львова, куда пока еще летают российские компании, показал, что как бы украинцы ни относились к политике Москвы, терять возможность летать в Россию они не хотят.

Впрочем, есть и другие версии того, кто стоит за введением санкций. Продолжает директор украинского Института анализа и менеджмента политики Владимир Бортник.

Владимир Бортникдиректор украинского Института анализа и менеджмента политики«Эти санкции в значительной мере ударят по компаниям Коломойского, уже только Международные авиалинии Украины насчитали, что их потери составят в районе 44 млн долларов за год. Это только прямые потери, не считая других, связанных с развитием бизнеса. Поэтому если говорить, конечно, кому это выгодно, можно сказать, что нынешним украинским олигархам, которых заденут эти санкции, это, безусловно, невыгодно. Но таким образом расчищается дорога для прихода в эту сферу новых игроков. Стратегически, я думаю, нельзя исключить ту возможность, что вот нынешние санкции в авиасфере связаны, действительно, с дальнейшей атакой на Коломойского. Мы видим, что и технический дефолт, который объявлен в стране, прежде всего, бьет по коммерческим активам украинских олигархов. Поскольку две трети долга — это коммерческие долги, теперь их в условиях технического дефолта будет сложно реструктуризировать или перекредитовать. То же самое и с санкциями, мы видим, что таким образом идет атака на «Днеправиа», которая уже заявила о вероятном банкротстве, и «Международные линии Украины». Хотя, конечно, ситуация в украинском авиасекторе и так критична, пассажиропоток упал более чем на 20% за год. Построенные к «Евро-2012» терминалы, по большому счету пустуют и, безусловно, такая ситуация, может быть, открывает дорогу на украинский рынок иностранным компаниям или в ближайшее время могут появиться какие-то новые компании, связанные с представителями власти, которые аккумулируют на себя этот рынок».

Некоторые эксперты, напротив, считают, что авиасанкции выгодны в первую очередь Коломойскому. Почему? Объясняет украинский журналист Сергей Гришин.

Сергей Гришинукраинский журналист«В Украине на самом деле, из крупных авиакомпаний осталась одна, она называется «Международные авиалинии Украины», принадлежит она Игорю Валерьевичу Коломойскому — влиятельному украинскому бизнесмену, скажем так. Премьер-министр Арсений Яценюк и кабинет министров, кто вводил эти санкции, ни для кого не секрет, что у них очень плотные отношения с Коломойским. И вот каким-то образом некоторые специалисты связывают один момент, что тут заинтересован в этом Коломойский, поскольку убираются с рынка конкуренты на дальних магистральных направлениях, на межконтинентальных . Теперь, если их не будет на рынке, соответственно, уменьшается конкуренция у «Международных авиалиний Украины», и они — единственные, кто совершает рейс по этим направлениям. Потеря пассажиров российских, они же совершали полеты когда-то в Москву, грубо говоря, размен такой пошел, то есть они отказываются от российского рынка, но они убирают крупных игроков на дальних магистральных направлениях».

Под украинские санкции попали почти все российские авиакомпании. Исключение — компания «ЮТэйр». Впрочем, некоторые эксперты считают, что и этот перевозчик скоро попадет в стоп-лист.