Российское правительство 8 октября рассмотрит проект бюджета на 2016 год. Об этом сообщил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. «Там и узнаете, какая на кого будет нагрузка», — сказал чиновник, отвечая на вопрос о дополнительных налоговых изъятиях.

Ранее было решено отказаться от повышения НДПИ для нефтяников. Теперь в правительстве рассматривается вопрос о повышении налога на добычу полезных ископаемых для металлургов.

Предполагалось, что в следующем году бюджет получит дополнительно 600 миллиардов рублей от увеличения налоговой нагрузки на нефтяников. Но предложение Минфина не прошло. На совещании у премьера Медведева было решено не корректировать НДПИ для нефтяной отрасли, а обеспечить допдоходы за счет более медленного снижения экспортной пошлины на нефть. Недостающие деньги решили искать, в том числе, у металлургов, которые, как считают в правительстве, наряду с другими экспортерами выиграли от девальвации рубля.

К чему может привести повышение налоговой нагрузки на металлургическую отрасль?

Кирилл Чуйконачальник аналитического отдела БКС«Тут нужен избирательный подход. И опять-таки, если НДПИ будет одинаковым для всех, рентабельные компании это могут даже и не почувствовать, при этом компании, у которых прибыльность ниже, они могут оказаться на грани банкротства. И это очень опасно, учитывая то, что добыча и металлургия в России это отрасль с очень высокой вовлеченностью населения, и зачастую компании, которые занимаются именно добычей и металлургией, являются градообразующими предприятиями».

По словам аналитиков, сильнее всего возможное увеличение налоговой нагрузки ударит по «Мечелу». Холдинг пытается договориться о реструктуризации своего долга в размере свыше 6,5 миллиарда долларов с начала прошлого года. Но именно ввиду сложного финансового положения увеличение НДПИ «Мечелу», скорее всего, ничем не грозит. А вот на инвестпрограммах меткомпаний увеличение налоговой нагрузки скажется в любом случае. И те немногие из них, которые реализуют сейчас в России большие проекты, не смогут этого делать.

Позиция Минфина, от которого исходит инициатива повышения налоговой нагрузки на бизнес, понятна: ему нужно балансировать бюджет. Но не все, что хорошо для Минфина, хорошо и для экономики.

Василий Колташовруководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений«Нефть и газ не могут платить — пусть попробуют металлурги. Так они и будут двигаться от отрасли к отрасли, обнаружив, что брать не с кого - вот что будет происходить с правительством. Вместо того, чтобы предложить какую-то модель развития экономики и модель, когда за счет роста экономики растут доходы бюджета, ищут кого-то, кто не так сильно пострадал от кризиса, чтобы у него что-то еще взять. Это, конечно, довольно деструктивный подход, но, к сожалению, наш экономический блок пока ничего лучше не придумал».

Помимо повышения налогов и сокращения расходов есть и другие способы сбалансировать бюджет, к примеру — увеличить внутренние заимствования.

Кстати, в правительстве с позицией Минфина согласны не все. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович выступил против увеличения НДПИ на нефть. Он также не видит смысла в повышении налоговой нагрузки на другие сырьевые отрасли, например, на металлургов. Как выразился чиновник, «можно напрячь целые сектора, а эффект будет минимальный».