Последние 7 дней основные сообщения отрасли были связаны с госкомпаниями, однако не меньше внимания наблюдатели традиционно уделили нефтяным ценам. Недавно прошло заседание американской ФРС. От Федрезерва ждали судьбоносного решения по повышению ставки. Этого не случилось. С одной стороны, то, что ЦБ США отказался ужесточать политику, сыграло на руку ценам. С другой, ФРС тем самым признала слабость мировой и американской экономик, что не способствует росту сырья. Привычная волатильность сохранится, предполагают аналитики.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании Универ – Капитал«В ближайшей перспективе — сохранение в текущем диапазоне, потому что на рынке после такого решения Федрезерва возникла очень настороженная пауза, т.к. отказ от повышения ставки воспринимается как признак большой неуверенности Федрезерва и в устойчивости роста экономики Соединенных Штатов, и в устойчивости рынков. Поэтому в таких условиях рассчитывать на подъем сырья трудно. При сохраняющейся волатильности нормальным будет колебание в ту или иную сторону в районе 5 долларов».

Одна их ключевых новостей нефтегазовой отрасли непосредственно касается крупнейших российских корпораций — «Роснефти» и «Газпрома», их спора по поводу доступа к газопроводной системе на Сахалине. Недавно Дальневосточный арбитраж встал на сторону

«Роснефти». Нефтяной холдинг счел, что Газпром нарушает законодательство, ограничивая доступ к трубе.

Не так давно суд опубликовал подробное постановление. Основной аргумент: у Газпрома есть возможность прокачивать газ в том объеме, в каком просит «Роснефть». В нефтяной корпорации заявили Business FM, что вердикт является для компании прецедентом.

Михаил Леонтьеввице-президент ОАО «НК «Роснефть»«Речь идет не только об этом конкретном проекте, а об очень разных существующих, а также планируемых, будущих вопросах. Мы неоднократно говорили, что считаем неверным, неправильным по сути представление «Газпрома» об отношениях со своей инфраструктурой. «Газпром» является монополией и подлежит антимонопольному регулированию. И азбука этого регулирования состоит в том, что все производители должны иметь недискриминационный доступ к инфраструктуре».

Михаил Леонтьев также сообщил, что в компании не понимают, почему в российском ТЭК идет дискриминация в пользу «Газпрома», что дает монополии возможность получать дополнительную маржу за счет своего положения.

И «Газпром», и «Роснефть» развивают нефтегазовые проекты на дальневосточном острове. У «Газпрома» — «Сахалин-2», у «Роснефти» — «Сахалин-1». Что касается спорной трубы, то газовая монополия обращала внимание, что сахалинский газопровод не входит в Единую газотранспортную систему. Впрочем, эксперты отмечают, что закон требует от «Газпрома» обеспечить недискриминационный доступ и к такой инфраструктуре.

По словам аналитиков, в данном конкретном случае стороны могли бы пойти на компромисс, так как речь идет о транспортировке газа для дальнейшей поставки топлива в Азиатско-Тихоокеанский регион, важнейшем для России направлении.

Лев Сныковпартнер компании Greenwich Capital«С транспортной газовой инфраструктурой не совсем все понятно. Поскольку она интегрирована в «Газпром», то всегда очень сложно понять, действительно ли есть объективные основания, почему монополия отказывает кому-нибудь в доступе. С «Роснефтью» у «Газпрома» особые отношения, несомненно. Но в то же самое время, что касается инфраструктуры, то, в конечном счете, ей придется делиться, это вопрос времени — и с «Роснефтью», и с другими независимыми производителями. Особенно когда мы говорим о восточных направлениях».

Еще одна новость связана с глобальной темой — освоением шельфа. Стало известно, что Минприроды направило в правительство решение по лицензиям на четыре участка в Арктике. Их получат «Газпром» и «Роснефть», по две лицензии на компанию. Таким образом, государство показало, что все-таки не изменило позицию — шельф в России без ограничений могут разрабатывать только компании с госучастием.

По этому поводу тоже было сломлено немало копий, было много разговоров о либерализации работы на шельфе, об этом не раз говорил и не раз писал письма руководству страны «Лукойл».

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев отмечает, что когда принимались соответствующие поправки к закону «О недрах», то «была дискуссия и после этого еще неоднократно проходила дискуссия, были высказаны аргументы и сейчас существует именно такая законодательная основа, при этом, никто никому не мешает работать на шельфе».

По закону сейчас конечным держателем лицензии могут быть только компании с контрольным госпакетом. Однако к разработке шельфа допущены крупнейшие мировые компании, работающие на условиях, которые им предоставила Россия.

«Эти условия обеспечивают интересы России. Зачем создавать ситуацию, при которой у наших партнеров будет возможность выбирать лучшие условия, нежели те, которые им сейчас наше государство им предоставило» — недоумевает Михаил Леонтьев.

«Роснефть» развивает шельфовые проекты с тремя стратегическими иностранными партнерами: американской Exxon Mobil, итальянской Eni, норвежской Statoil. Отчасти сотрудничеству помешали европейские и американские санкции, иностранцы не раз публично выражали сожаление по этому поводу.

Причем западные компании работают на российском шельфе на особых условиях, для них есть ряд ограничений. Они касаются размера доли в СП, есть детали, связанные с разделом и реализацией продукции, финансированием геологоразведки. Подобные условия государства еще несколько лет назад предложило и частным российским компаниям, но последних это не устроило.

Эльдар Касаевчлен экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России«Ситуация с допуском к шельфу новых компаний будет неблагоприятна для этих возможных компаний, пока Запад будет угрожать санкциями и действительно их ужесточать. В этой связи новые компании на шельфе не нужны. Потому что и так ситуация тяжелая: неспособность получать технологии и финансовые средства закрывает возможность разрабатывать шельф в тех объемах и с теми темпами, которые должны быть выдержаны в соответствии с инвестпрограммами. Если добавить сейчас новые компании, у которых тоже нет самостоятельных возможностей влиться, то это еще больше неразберихи добавит».

Что касается главной российской нефтяной компании, то аналитики обращают внимание, что «Роснефть» в ускоренном темпе выполняет обязательства по геолого-разведочным работам на шельфе.

Были сообщения, что окончательное решение по поводу либерализации допуска на шельф будет принято на президентской комиссии по ТЭК в конце октября. Арктика — это тоже стратегическое направление России, с ним связывают будущее отечественной нефтегазовой отрасли. Поэтому неудивительно, что государство не спешит менять принятые правила игры, резюмируют эксперты.